За последние годы сотрудниками лаборатории разработаны следующие основополагающие документы в сфере путевого хозяйства, которые утверждены и введены в действие на Белорусской железной дороге:
Разработаны следующие стандарты организации:
С участием сотрудников НИЛ «Путь» уложены плети бесстыкового пути длиной от 3 до 10 км на Калинковичской, Гомельской и др. дистанциях пути, а на Минской дистанции пути эксплуатируются рельсовые плети длиной 20 км. При этом возрастает экономия металла, снижается сопротивление движению поездов и сокращаются расходы на тягу поездов. Внедряются новые технологии на укладку и содержание бесстыкового пути. Укладка рельсовых плетей бесстыкового пути в пределах блок-участка позволяет получить значительный годовой экономический эффект.
Отделение | Протяженность бесстыкового пути, км |
Минское | 1284 |
Барановичское | 702 |
Брестское | 596 |
Гомельское | 751 |
Могилевское | 429 |
Витебское | 626 |
Разработана и внедрена технология принудительного введения рельсовых плетей в оптимальный режим работы на Борисовской дистанции пути, позволяющая сэкономить на укладке каждой пары плетей бесстыкового пути.
На три года продлен межремонтный срок службы рельсов Минского метрополитена. Наряду с этим не остаются в стороне проблемы путевого хозяйства трамвайных управлений и подъездных путей промышленного транспорта.
По заданию Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) разработана памятка «Диагностика состояния стыковых зазоров звеньевого пути и прогнозирование надежности его работы», в которой даны рекомендации по определению режимов работы звеньевого пути, разработан порядок анализа состояния стыковых зазоров и на его основе произведено прогнозирование температурной надежности работы 25- и 30-метровых рельсов в момент наступления экстремальных или близких к ним температур. Памятка рекомендована к внедрению V комиссией ОСЖД во всех странах-участниках.
Нашпальные подрельсовые прокладки, разработанные НИЛ «Путь» и выпускаемые в настоящее время ОДО «Ресурс – НПФ», позволяют продлить срок службы шпал на 6–8 лет, обладают высокими характеристиками материала, защищенного пятью авторскими свидетельствами, и низкой стоимостью по сравнению с аналогами.
Работниками лаборатории получено 32 авторских свидетельства, из которых 30 за последние 25 лет.
Основные результаты работы доложены на международных конференциях и симпозиумах в России (Москва, Иркутск, Новосибирск), Украине (Киев, Днепропетровск, Тернополь), Болгарии (Варна), Китае (Ухань).
Научно-исследовательская лаборатория Главного управления пути Министерства путей сообщения при БелИИЖТе (НИЛ ЦП МПС) была создана в 1963 г., а 18 февраля 1964 г. в соответствии с постановлением № 17 Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР получила статус отраслевой.
Основал лабораторию первый ректор БелИИЖТа (БелГУТа), Заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР, кандидат технических наук, доцент Алексей Алексеевич Петрукович.
НИЛ ЦП МПС при БелИИЖТе выполняла ряд научно-исследовательских работ по улучшению взаимодействия пути и подвижного состава, по повышению надежности работы рельсовых цепей, по совершенствованию конструкции элементов железнодорожного пути на железобетонном подрельсовом основании и др.
В 1993 г. в связи с распадом Союза была переименована в НИЛ «Путь».
Лаборатория обеспечена всем необходимым оборудованием и приспособлениями для проведения вышеописанного перечня работ: комплекс приборов и оборудования для химического анализа металлов, металлографических исследований, оценки механических свойств, триботехнических испытаний, тепловизионные приборы.
Экспресс-анализатор на углерод
Экспресс-анализатор на серу
ИК-камера
Атомно-эмиссионный спектрометр
Машина трения МАСТ-1
Тепловизор IRTIS-200
Микротепловизор ТVC-300
Разрывная машина
Машина трения СМТ-1
Сотрудниками НИЛ выполнялась серия независимых экспертиз в рамках договоров между учреждением образования «Белорусский государственный университет транспорта» и предприятиями стран СНГ (депо и предприятия Белорусской железной дороги, предприятия ПО «Белоруснефть», ПО «Гомсельмаш», Солигорский институт проблем ресурсосбережения, ГАЖК «Узбекские железные дороги», ОАО «Российские железные дороги», АО «Акмолинский вагоноремонтный завод» Республики Казахстан и др.).
Руководитель научно-исследовательской лаборатории – д.т.н., профессор Богданович Павел Николаевич, специалист в области трибологии, материаловедения, динамики и прочности машин и механизмов, автор более 190 научных работ, 5 монографий, 2 учебников.
В составе лаборатории 1 кандидат технических наук и 3 научных сотрудника. Лаборатория создана по приказу ректора учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта » от 10.02.2011 г.