За последние годы сотрудниками лаборатории разработаны следующие основополагающие документы в сфере путевого хозяйства, которые утверждены и введены в действие на Белорусской железной дороге:

  • Правила по охране труда при содержании и ремонте пути и сооружений;
  • Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути;
  • Текущее содержание железнодорожного пути. Технические требования и организация работ;
  • Инструкция о системе ведения путевого хозяйства;
  • Инструкция по текущему содержанию пути и контактного рельса Минского метрополитена;
  • Ультрозвуковой контроль сварных стыков рельсов дефектоскопом УДС2-РДМ-3. Методика выполнения контроля;
  • Ультрозвуковой контроль рельсов в пути дефектоскопом УДС-2-РДМ-2. Методика выполнения контроля;
  • Деревянные шпалы и брусья. Требования по содержанию и эксплуатации;
  • Постоянные диски уменьшения скорости, постоянные и переносные сигналы, путевые и сигнальные знаки. Общие технические требования;
  • Хоппер-дозаторы. Руководство по эксплуатации;
  • Порядок и правила приемки работ по ремонту железнодорожного пути;
  • Ультразвуковой контроль сварных стыков рельсов и участков рельсов, подлежащих вторичному контролю, дефектоскопом УДС2-РДМ-33;
  • Ультразвуковой контроль рельсов в пути дефектоскопом УДС2-РДМ-22;
  • Ультразвуковой контроль рельсов и стрелочных переводов дефектоскопом УДС1-РДМ-1М1;
  • Водоборьба. Руководство по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод;
  • Железнодорожный путь и другие устройства путевого хозяйства. Средние нормы расхода материалов и изделий на текущее содержание и ремонт;
  • Вагоны-самосвалы (думпкары). Руководство по эксплуатации.

Разработаны следующие стандарты организации:

  • Безопасность движения поездов при производстве путевых работ;
  • Эксплуатации переездов;
  • Снегоборьба;
  • Бесстыковой путь. Устройство, укладка, содержание и ремонт сверхдлинных рельсовых плетей;
  • Земляное полотно железнодорожного пути. Содержание и ремонт.

С участием сотрудников НИЛ «Путь» уложены плети бесстыкового пути длиной от 3 до 10 км на Калинковичской, Гомельской и др. дистанциях пути, а на Минской дистанции пути эксплуатируются рельсовые плети длиной 20 км. При этом возрастает экономия металла, снижается сопротивление движению поездов и сокращаются расходы на тягу поездов. Внедряются новые технологии на укладку и содержание бесстыкового пути. Укладка рельсовых плетей бесстыкового пути в пределах блок-участка позволяет получить значительный годовой экономический эффект.

foto01

Отделение Протяженность бесстыкового пути, км
Минское 1284
Барановичское 702
Брестское 596
Гомельское 751
Могилевское 429
Витебское 626

Разработана и внедрена технология принудительного введения рельсовых плетей в оптимальный режим работы на Борисовской дистанции пути, позволяющая сэкономить на укладке каждой пары плетей бесстыкового пути.

На три года продлен межремонтный срок службы рельсов Минского метрополитена. Наряду с этим не остаются в стороне проблемы путевого хозяйства трамвайных управлений и подъездных путей промышленного транспорта.

По заданию Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) разработана памятка «Диагностика состояния стыковых зазоров звеньевого пути и прогнозирование надежности его работы», в которой даны рекомендации по определению режимов работы звеньевого пути, разработан порядок анализа состояния стыковых зазоров и на его основе произведено прогнозирование температурной надежности работы 25- и 30-метровых рельсов в момент наступления экстремальных или близких к ним температур. Памятка рекомендована к внедрению V комиссией ОСЖД во всех странах-участниках.

Нашпальные подрельсовые прокладки, разработанные НИЛ «Путь» и выпускаемые в настоящее время ОДО «Ресурс – НПФ», позволяют продлить срок службы шпал на 6–8 лет, обладают высокими характеристиками материала, защищенного пятью авторскими свидетельствами, и низкой стоимостью по сравнению с аналогами.

foto02
foto03
foto04
foto05
foto06
foto07

Работниками лаборатории получено 32 авторских свидетельства, из которых 30 за последние 25 лет.

Основные результаты работы доложены на международных конференциях и симпозиумах в России (Москва, Иркутск, Новосибирск), Украине (Киев, Днепропетровск, Тернополь), Болгарии (Варна), Китае (Ухань).

Научно-исследовательская лаборатория Главного управления пути Министерства путей сообщения при БелИИЖТе (НИЛ ЦП МПС) была создана в 1963 г., а 18 февраля 1964 г. в соответствии с постановлением № 17 Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР получила статус отраслевой.

Основал лабораторию первый ректор БелИИЖТа (БелГУТа), Заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР, кандидат технических наук, доцент Алексей Алексеевич Петрукович.

НИЛ ЦП МПС при БелИИЖТе выполняла ряд научно-исследо­вательских работ по улучшению взаимодействия пути и подвижного состава, по повышению надежности работы рельсовых цепей, по совершенствованию конструкции элементов железнодорожного пути на железобетонном подрельсовом основании и др.

В 1993 г. в связи с распадом Союза была переименована в НИЛ «Путь».

Лаборатория обеспечена всем необходимым оборудованием и приспособлениями для проведения вышеописанного перечня работ: комплекс приборов и оборудования для химического анализа металлов, металлографических исследований, оценки механических свойств, триботехнических испытаний, тепловизионные приборы.

Экспресс анализатор углерода АН-7529 в сталях и сплавах

Экспресс-анализатор на углерод

Анализаторы углерода и серы

Экспресс-анализатор на серу

ИК-камера

ИК-камера

foto03

Атомно-эмиссионный спектрометр

foto2

Машина трения МАСТ-1

foto2

Тепловизор IRTIS-200

foto03

Микротепловизор ТVC-300

foto2

Разрывная машина

foto2

Машина трения СМТ-1

Основные направления деятельности лаборатории:

  • входной контроль металлопродукции: определение химического состава, микроструктуры, механических характеристик, качества термической обработки, дефектов технологического происхождения и оценка их соответствия нормативным документам;
  • выявление причин разрушения деталей и узлов машин, транспортных средств и технологического оборудования, подвергаемых циклическим нагрузкам;
  • лабораторные испытания и экспертная оценка смазочных материалов: определение их физических и триботехнических характеристик, изучение влияния присадок к смазочным материалам на долговечность узлов трения;
  • определение триботехнических характеристик антифрикционных и фрикционных материалов;
  • тепловая диагностика объектов (строительные сооружения, электрооборудование, трубопроводы, технологическое оборудование).

Сотрудниками НИЛ выполнялась серия независимых экспертиз в рамках договоров между учреждением образования «Белорусский государственный университет транспорта» и предприятиями стран СНГ (депо и предприятия Белорусской железной дороги, предприятия ПО «Белоруснефть», ПО «Гомсельмаш», Солигорский институт проблем ресурсосбережения, ГАЖК «Узбекские железные дороги», ОАО «Российские железные дороги», АО «Акмолинский вагоноремонтный завод» Республики Казахстан и др.).

foto01
foto02

Руководитель научно-исследовательской лаборатории – д.т.н., профессор Богданович Павел Николаевич, специалист в области трибологии, материаловедения, динамики и прочности машин и механизмов, автор более 190 научных работ, 5 монографий, 2 учебников.

В составе лаборатории 1 кандидат технических наук и 3 научных сотрудника. Лаборатория создана по приказу ректора учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта » от 10.02.2011 г.

КАФЕДРЫ

КАФЕДРЫ

КАФЕДРЫ

КАФЕДРЫ

КАФЕДРЫ