Стабильно и динамично развивается сотрудничество ученых кафедры и производственников. В течение последних нескольких лет разработаны перспективные направления развития Полоцкого, Барановичского и Молодечненского железнодорожных узлов, даны рекомендации по повышению эффективности использования технического оснащения ряда основных сортировочных (Минск-Сортировочный, Гомель, Брест-Восточный, Орша-Центральная, Барановичи-Центральные, Молодечно и Жлобин), грузовых и участковых (Новополоцк, Могилев-II, Осиповичи, Калинковичи, Кричев-I, Лунинец) cтанций Белорусской железной дороги.

foto07Сортировочная горка станции Гомель (нечетная система)

Выполнена техническая экспертиза проекта строительства погранично-перегрузочной станции Ахалкалаки Грузинской железной дороги «Марабда-Карцахи».

Продолжается работа по созданию национальной нормативно-методической документации по расчету и проектированию инфраструктуры железнодорожного транспорта,  включающей правила  и технические нормы проектирования железнодорожных станций и узлов, сортировочных устройств, расчета пропускной и перерабатывающей способности элементов железнодорожного транспорта и оценки качества работы, а также положений по их применению на Белорусской железной дороге. Подготовлен проект Кодекса установившейся практики проектирования железнодорожных остановочных пунктов на скоростных линиях, линиях городских железных дорог, который зарегистрирован в реестре Госстандарта.

Коллектив ученых участвовал в разработке крупной научной программы для Белорусской железной дороги «Энергетическая стратегия развития Белорусской железной дороги до 2020 года».

Совместно с Государственным предприятием «Институт «Белжелдорпроект» разработана Программа развития сортировочных горок на станциях Белорусской железной дороги до 2020 года с целью их технического переоснащения, повышения безопасности работы, обеспечения сохранности вагонного парка и грузов. Оптимизирована этапность реализации комплексных мероприятий, предусматриваемых программой.

foto06Проведение съемки в рамках выполнения научно-исследовательской работы

В соответствии с договором между Гомельским отделением и БелГУТом выполнено обследование конструкции и технического оснащения сортировочной горки станции Жлобин. В соответствии с полученными рекомендациями по приведению параметров конструкции сортировочной горки к нормативным требованиям проектно-сметный отдел Гомельского отделения подготовил проектную документацию.

Продолжилось сотрудничество специалистов кафедры, НИЛ «ТК» и Белорусской железной дороги по вопросам актуализации технических мероприятий Программы повышения уровня сохранности вагонного парка, сокращения эксплуатационных расходов при переработке вагонов на сортировочных горках Белорусской железной дороги (далее – Программа).

Программа охватывает все сортировочные горки дороги, а для 14 немеханизированных горок предусматривается выполнение обследования их основных параметров, а также проектной документации на соответствие действующим правилам и нормам проектирования сортировочных устройств, требованиям безопасности движения и сохранности перерабатываемого подвижного состава и грузов. В качестве эталона выбрана немеханизированная сортировочная горка станции Жлобин, переустройство которой выполнено в 2016 г. Для коллектива кафедры и НИЛ «ТК» участие в данной работе явилось проверкой теоретических изысканий на практике, первой практической реализацией полученных в ходе многочисленных исследований сортировочных устройств предложений и наработок,а для Белорусской железной дороги – оценкой перспектив эксплуатации немеханизированных сортировочных горок в современных условиях и возможности распространения данного опыта на остальные немеханизированные сортировочные устройства железнодорожных станций, что и «вылилось» в принятие приведенной выше Программы. Используя наработанные подходы, коллектив кафедры и НИЛ «ТК» принял участие в обследовании 12 сортировочных горок из 14, включенных в план технических мероприятий Программы, и разработке предложений по совершенствованию их параметров (НОД-1 и НОД-2 – 4 станции, НОД-5 – 3 и НОД-6 – 1). Разработаны графические модели продольного профиля нормативной (индивидуальной) проектной конструкции (включая надвижную, перевальную, спускную части и начальные участки сортировочных путей) сортировочных горок для всех 12 станций с учетом максимально возможного сохранения части конструктивных параметров устройств для минимизации затрат на переустройство в рамках расходов только на текущее содержание путевого развития.

В настоящее время согласно Программы реализованы предложения по привидению параметров сортировочных горок в соответствие с требованиями нормативных документов на станциях Волковыск, Лида и Гродно (НОД-2), Осиповичи (НОД-5) и Степянка (НОД-1). На станциях Волковыск, Осиповичи и Степянка предусматривалось понижение высоты горок, а на станциях Гродно и Лида – корректировка параметров продольного профиля и размещения тормозных позиций.
Проведено ряд производственных совещаний по проблемным вопросам работы станций с руководителями и специалистами Минского и Гомельского отделений Белорусской железной дороги, проектно-сметной группы Гомельского отделения, дистанций пути ПЧ-1, ПЧ-2 и ПЧ-3 УП «Минское отделение Белорусской железной дороги». Таким образом, для достижения успеха в решении сложной научно-производственной проблемы повышения эффективности функционирования горочных комплексов железнодорожных станций совместно трудились исследователи, проектировщики, движенцы и путейцы.
Полученный опыт выполнения данных работ показал, что несмотря на то, что сортировочные горки остаются немеханизированными, возможно достичь значимого технологического и экономического эффекта в их работе: снизить напряженность труда регулировщиков скорости движения вагонов, часть работников вывести из опасных зон, сократить износ тормозных башмаков, рельсов, а также башмакосбрасывателей. Практически удалось исключить образование односторонних ползунов сверхнормативной величины и других термомеханических повреждений поверхности катания колесных пар вагонов, пропущенных через горки. Согласно статистике, в целом по дороге количество вагонов, прошедших деповской ремонт по причине дефектов колесных пар, заметно снижается.

Основные направления научно-исследовательской деятельности:

  • энерго- и ресурсосберегающие технологии на транспорте;
  • проектирование развития транспортных коммуникаций;
  • создание ситуационных центров прогнозирования безопасности транспортных процессов;
  • интермодальные транспортные системы;
  • исследование путей развития железнодорожных станций и узлов в современных условиях и повышение эффективности использования их технического оснащения;
  • анализ конструкций и режимов работы эксплуатируемых сортировочных устройств на железнодорожных станциях;
  • экспертиза проектов сортировочных горок.

 

С апреля 2006 года функционирует научно-исследовательская лаборатория «Транспортные коммуникации», научным руководителем которой является профессор В.Я. Негрей. Активное участие в работе лаборатории принимает профессорско-преподавательский состав и сотрудники кафедры «Транспортные узлы».

Разработка типовых технологических процессов:

  • Типовой технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра вагонов;
  • Типовой технологический процесс работы грузовой станции;
  • Типовой технологический процесс работы конторы передачи и товарной конторы;
  • Типовой технологический процесс работы механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ;
  • Разработка технологии работы железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь в условиях применения электронных юридически значимых документов.

Development of standard technological processes:

  • Standard technological process of operation of the point of commercial inspection of wagons;
  • Standard technological process of cargo station operation;
  • Standard technological process of the transfer office and the commodity office;
  • Standard technological process of the mechanized distance of loading and unloading operations;
  • Development of technology for the operation of public railway transport of the Republic of Belarus in the context of the use of electronic legally significant documents.

Кафедра относится к выпускающим кафедрам факультета «Управление процессами перевозок» БелГУТа и осуществляет подготовку студентов по специальностям:

Общего высшего образования:

Углубленного высшего образования (магистратура):

  • 1-37 80 01 «Транспорт».
    профилизация «Транспортные процессы и системы»

Разработка и внедрение автоматизированных систем управления для структурных подразделений железнодорожного транспорта:

  • АРМ “Маркетолог”, включающего модули по расчету себестоимости перевозок и построению графических транспортно-логистических схем доставки грузов;
  • Пакет программ по расчету схем погрузки, размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе;
  • Программное обеспечение АРМ “Паспорта клиентов”;
  • Справочно-информационная система по грузовой и коммерческой работе;
  • Разработка программного обеспечения тест-системы регулирования уровня грузовых тарифов для принятия управленческих решений с целью повышения доходности дороги.

karta1

karta2 

Development and implementation of automated control systems for structural divisions of railway transport:

  • Automated workplace «Marketer», which includes modules for calculating the cost of transportation and building graphical transport and logistics schemes for cargo delivery;
  • A package of programs for calculating schemes for loading, placing and securing cargo on open rolling stock;
  • Software of the automated control system «Customer Passports»;
  • Reference and information system for cargo and commercial work;
  • Software development of a test system for regulating the level of freight tariffs for making management decisions in order to increase the profitability of the road.

karta1

karta2 

Услуги по анализу систем обслуживания грузовладельцев и приведение ее в соответствие требованиям нормативных документов:

  • Разработка ТКП 5.3.12-2009 «Порядок проведения сертификации услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте при перевозке грузов»;
  • Разработка СТБ 5.3.11-2004 «Порядка проведения сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте»;
  • Разработка СТБ П 1494-2009 «Услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте при перевозке грузов. Общие требования»;
  • Разработка СТБ 1493-2004 «Услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте. Общие требования»;
  • Консалтинговые услуги по подготовке объектов железнодорожного транспорта к сертификации.

Services for the analysis of cargo owners' service systems and bringing it into compliance with the requirements of regulatory documents:

  • Development of the TKP 5.3.12-2009 «Procedure for certification of services provided in railway transport during the transportation of goods»;
  • Development of STB 5.3.11-2004 «Procedure for certification of services provided to passengers on railway transport»;
  • Development of STB P 1494-2009 «Services provided by rail transport during the transportation of goods. General requirements»;
  • Development of STB 1493-2004 «Services provided to passengers on railway transport. General requirements»;
  • Consulting services for the preparation of railway transport facilities for certification.