За последние 15 лет НИЛ «Управление первозочным процессом» и кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» разработан комплекс государственных стандартов и стандартов организаций. Наиболее значимыми из них являются:
Стандарт определяет систему разработки нормативного графика движения поездов на Белорусской железной дороге. Стандарт устанавливает порядок и последовательность прокладки поездов, способы отображения процесса движения поездов на графике, требования к организации тягового обслуживания поездов в целях реализации нормативного графика движения поездов, требования к нормативам, исходным данным для разработки графика движения поездов и к результатам составления графика.
Стандарт устанавливает требования к обслуживанию пассажиров в поездах различных видов сообщений и типах вагонов, соблюдение которых необходимо для обеспечения установленных условий поездки пассажиров, качества обслуживания пассажиров и предоставляемых им услуг в поездах (вагонах) Белорусской железной дороги.
Стандарт устанавливает требования к технологической карте эксплуатационной работы промежуточной станции Белорусской железной дороги по: составу и содержанию технологической карты станции; совмещению операций, их поточности во всех районах станции, непрерывности обработки поездов и вагонов, наиболее рациональным маршрутам следования: поездов, маневровых составов, локомотивов в пределах промежуточной железнодорожной станции, обеспечивающих минимальный простой в ожидании выполнения операций (межоперационных перерывов); взаимодействию станции со смежными подразделениями линейного уровня Белорусской железной дороги, а также с примыкающими к станции подъездными путями; расчету нормативов эксплуатационной деятельности.
Настоящий стандарт организации устанавливает требования к технологическому процессу работы центра управления местной работой отдела перевозок отделения Белорусской железной дороги.
Стандарт устанавливает общие требования к организации перевозок пассажиров поездами межрегиональных, региональных и городских линий в части: классификации поездов межрегиональных, региональных и городских линий; общих требований к инфраструктуре, подвижному составу и персоналу; требований к оборудованию подвижного состава и услугам, предоставляемым пассажирам в поездах межрегиональных, региональных и городских линий.
Настоящий стандарт определяет систему организации обслуживания пассажиров на вокзалах Белорусской железной дороги, предназначен для руководителей вокзала и устанавливает: состав и содержание технологического процесса работы вокзала; последовательность выполнения операций по обслуживанию пассажиров; организацию и технологию работы основных подразделений вокзала. Положения, установленные стандартом, предназначены для применения на вокзалах, входящих в состав Белорусской железной дороги.
Документы предназначены для организации эксплуатационной работы станций Белорусской железной дороги соответствующих категорий и функционального назначения и устанавливает состав и содержание технологического процесса станции, порядок выполнения операций по видам производственной деятельности, взаимодействие станции со смежными подразделениями железной дороги, сторонними организациями, расчет и анализ нормативов эксплуатационной деятельности; используется инженерно-техническими работниками и руководителями станций, отделений и управления дороги.
Документ определяет систему организации эксплуатационной работы промежуточной станции 2, 3, 4 класса Белорусской железной дороги. Устанавливает порядок расчета нормативов времени на выполнение технологических операций и затрат ресурсов на эксплуатационную деятельность, взаимодействие со сторонними организациями. Разработан программный продукт, позволяющий провести исследование и оценку эксплуатационной и технической характеристик промежуточной станции; разработать систему административного и оперативного управления станцией; автоматизировать процесс разработки технологической карты посредством прикладной программы.
Программа предназначена для автоматизации процесса составления ТРА железнодорожных станций на основе унифицированных шаблонов и требований нормативных документов. Хранение ТРА станций организовано в единой базе на сервере службы перевозок.
Программа используется работниками, занимающимися разработкой ТРА железнодорожных станций и работниками других служб, использующими выписки из ТРА в своей трудовой деятельности.
Программа расчета позволяет ускорить расчет наличной пропускной способности участков, разрабатывать и оценивать варианты по изменению технической оснащенности участков.
Программа позволяет проводить моделирование пропускной способности участков путем изменения:
Программа установлена в ЦУПе и на отделениях Белорусской железной дороги.
АС «Графист» состоит из следующих подсистем:
Программный комплекс используется при построении и корректировке нормативных графиков движения поездов, разработке вариантных графиков движения, формировании служебного расписания, оценке вариантов продвижения поездопотоков. Автоматизация процесса разработки и корректировки нормативного ГДП дает возможность варьировать станции обгона и скрещения, выполнять прокладку ниток графика с учетом различных уровней приоритета поездов, структуры поездопотока и введении ограничений по скорости и массе поездов.
АС «Графист» позволила автоматизировать деятельность отдела «Разработки графиков движения поездов и организации окон» ЦУП. Кроме того, данная система используется инженерными работниками отделений Белорусской железной дороги.
Main research and practical developments:
С 1999 года в Белорусском государственном университете транспорта работает научно-исследовательская лаборатория «Управление перевозочным процессом» (НИЛ «УПП»), которая в настоящее время является одной из ведущих в вузе. Заведующим НИЛ «УПП» является Страдомский М.Ю., научным руководителем – доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Ерофеев А.А.
В составе научных коллективов в НИЛ «УПП» работают все преподаватели кафедры «Управление эксплуатационной работой и охрана труда», а на постоянной основе – научный сотрудник Бик-Мухаметова О.И., младший научный сотрудник Килочицкая М.А., инженер-программист Громов Н.С., инженер Демьянчук О.В.
НИЛ «УПП» активно занимается решением актуальных задач эксплуатационной работы на Белорусской железной дороге.
Основные научные темы НИЛ «УПП», выполненные по заказу Белорусской железной дороги, в последние годы связаны с разработкой технологии работы Центра управления перевозками (ЦУП), технологии Центра управления местной работой (ЦУМР), типовых технологических процессов работы сортировочной, участковой и грузовой станции, их практической адаптацией в технологических процессах работы станций Минск-Сортировочный, Калий, Осиповичи, Орша, Молодечно, Могилев и других; созданием информационно-аналитических систем технического нормирования, многофакторного анализа, планирования эксплуатационной работы железной дороги; развитие методических основ организации вагонопотоков и движения поездов; обоснованием и разработкой инновационных логистических технологий перевозки грузов на полигоне дороги; формированием нормативной отраслевой базы Белорусской железной дороги.
За 25 лет работы НИЛ «УПП» выполнено более 200 научно-исследовательских и практических работ, результаты которых были внедрены в деятельность предприятий и на рабочих местах Белорусской железной дороги и ее структурных подразделений.