Сертификация на соответствие требованиям Технических регламентов Евразийского экономического союза
Область аккредитации на соответствие требованиям ТР ТС
Со 2 августа 2014 года вступили в силу технические регламенты Евразийского экономического союза в железнодорожной отрасли: «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011), «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011).
С 06.04.2022 вступили в силу ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011), «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) - Решение Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 г. N 90.
С 15.01.2025 вступает в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.07.2024 № 81 «О перечнях стандартов, необходимых для реализации требований технических регламентов Таможенного союза
«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) , «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
(ТР ТС 002/2011) и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011)», которым вносятся изменения в перечни стандартов, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2022 № 48.
Порядок введения в действие изменений, внесенных в технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.02.2022 г. № 19.
Область распространения первого из них (ТР ТС 001/2011) – разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории ТС со скоростями движения до 200 км/ч включительно. К ним относятся локомотивы, моторвагонный подвижной состав и его вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав.
ТР ТС 002/2011 распространяется на высокоскоростной железнодорожный транспорт и его инфраструктуру.
К сфере применения третьего регламента (ТР ТС 003/2011) относится инфраструктура железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. Она включает в себя такие подсистемы, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, их составные части и элементы, а также станционные здания, сооружения и устройства.
С 01 февраля 2014 года вступил в силу ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением». Регламент устанавливает требования безопасности к оборудованию при разработке (проектировании), производстве (изготовлении), а также требования к маркировке оборудования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Технический регламент распространяется на следующие виды оборудования: сосуды, предназначенные для газов, сжиженных газов, растворенных под давлением, и паров.
Ознакомиться с текстами ТР ТС, касающихся железнодорожной отрасли, можно на сайте Госстандарта.
Орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТ зарегистрирован в едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Евразийского экономического союза, осуществляющих оценку соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.
Сведения о выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (национальная часть Республики Беларусь)
Органом по сертификации железнодорожной продукции и услуг учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта» проводятся работы по оценке соответствия железнодорожной продукции широкой номенклатуры требованиям ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», а также работы по оценке соответствия железнодорожной продукции и услуг в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
В область аккредитации входят вагоны грузовые (цистерны, платформы, полувагоны, крытые и т.д.); вагоны пассажирские; локомотивы (электровозы и тепловозы); моторвагонный подвижной состав (электропоезда и дизель-поезда); детали, составные части и оборудование для подвижного состава; элементы верхнего строения пути; элементы и системы электрификации железных дорог; средства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи; сосуды и оборудование, работающие под избыточным давлением (в применении к ж.д. транспорту).
Орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТ зарегистрирован в едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Евразийского экономического союза, осуществляющих оценку соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического.
За период с 2004 года Органом по сертификации проводились работы по подтверждению соответствия продукции, выпущенной более чем в 20 странах мира. В число заявителей и изготовителей продукции, сотрудничающих с Ораном по сертификации, входят СRRC Datong Co., Ltd. (КНР), General Electric Company (США), Siemens (Германия), AZD Praha s.r.o. (Чешская Республика), Аlstom (Франция, Италия), Knorr-Bremse Espana S. A. (Испания), ОАО «Ташкентский завод по ремонту пассажирских вагонов» (Республика Узбекистан), ДП «Андижанский механический завод» (Республика Узбекистан), ДП «Литейно-механический завод» (Республика Узбекистан), «Pesa» (Польша), ОАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (Российская Федерация), ОАО «Мосавтостекло» (Российская Федерация), АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (Российская Федерация), Flitex Sinter, ALR (Франция), Stadler Winterthur AG (Швейцария), Faiveley Transport Schweiz A. G. (Швейцария), ABB Switzerland Ltd. (Швейцария), ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Украина), ПАО «Кременчугский сталелитейный завод» (Украина), ПАО «Днепродзержинский сталелитейный завод» (Украина), ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» (Украина), ООО «Белоцерковский завод «Трибо» (Украина), ГП «Завод «Электротяжмаш» (Украина), ТОО «СП «КазЭлектроПривод» (Казахстан) и ряд других предприятий.
В Республике Беларусь сертификат Органа по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТа подтверждает соответствие требованиям ТР ТС продукция таких предприятий как ЗАО «Штадлер Минск», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод», ОАО «Брестский электротехнический завод», СП ОАО «Гомельский электротехнический завод», ОАО «Гомельский электромеханический завод», СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «Дорстроймонтажтрест», Филиал ОАО БЕЛАЗ - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» и ряд предприятий Белорусской железной дороги.
Орган по сертификации осуществляет работы на основании прямых договоров, заключаемых с заявителями на сертификацию железнодорожной продукции (железнодорожных услуг).
Оплата работ договору производится авансовым платежом не позднее десяти-тридцати календарных дней с момента заключения договора и предоставления счета для оплаты. Если аванс не поступил в течение указанного срока, договор считается расторгнутым.
По завершении работ в целом или по отдельному этапу Орган по сертификации предоставляет заявителю акты приемки-сдачи работ. При положительном результате сертификации Орган по сертификации предоставляет комплексное заключение и сертификат соответствия. В случае получения отрицательного результата сертификации - комплексное заключение с обоснованием отказа в выдаче сертификата соответствия.
За необоснованное уклонение от приемки выполненных работ, оформления соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, заказчик уплачивает неустойку (пеню) в размере 0,15 % стоимости непринятых работ за каждый день просрочки. За нарушение сроков оплаты Орган по сертификации вправе требовать с заказчика уплаты неустойки (пени) в размере 0,15 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
За ненадлежащее исполнение обязательств, нарушение установленных Договором сроков выполнения работ в целом (или по отдельному этапу) Орган по сертификации уплачивает неустойку (пеню) в размере 0,15% стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Договору, обязана возместить другой Стороне убытки в полной сумме сверх предусмотренных Договором неустоек.
Заявитель обязан своевременно предоставить все необходимые для проведения работ материалы и документы (включая, но не ограничиваясь указанными в решении по заявке) с аутентичным переводом на русский или белорусский языки. Орган по сертификации имеет право для проведения работ затребовать любую необходимую техническую или иную документацию по сертифицированной продукции.
Заявитель сохраняет исключительные права на все материалы и информацию, включая переводы, передаваемую Органу по сертификации, и Орган по сертификации не должен передавать эти материалы любой другой стороне без предварительного письменного согласия заявителя за исключением случаев обнаружения нарушений требований безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также безопасности движения на железнодорожном транспорте.