В первый учебный год (с 1 октября 1953 г.) на кафедре начал формироваться коллектив преподавателей по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Черчение». Приказом №21 от 25 сентября 1953 г. на должности ассистента кафедры «Графика» назначен Слуцкий В.И. и старшего лаборанта – Ляльков В.Я. 26 сентября 1953 г. приказом №25 Евмененко В.К. также назначен ассистентом кафедры «Графика».
Так как к началу первого учебного года преподавательский состав кафедры не был сформирован в полном объеме, то учебную работу начинали и вели как совместители преподаватели других кафедр: исполнявший обязанности проректора института, к.т.н. Тышкевич Н.И., декан механического факультета, к.т.н. Белый В.А., к.т.н, доцент Зайцев П.Ф.
Первым преподавателем, целиком посвятившим себя работе на кафедре, был Евмененко В.К., который, наряду с другими видами учебной работы, много внимания уделял организации занятий по техническому рисованию. Позже, при его активном участии, был создан хорошо оборудованный кабинет, где проводились академические занятия и кружковая работа по изобразительному искусству.
Несмотря на то, что в первый учебный год коллектив преподавателей только начинал складываться, требования к качеству графических работ были высокими, что существенным образом влияло на общий уровень инженерной подготовки студентов первого выпуска.
Важным в обеспечении учебного процесса был вклад лаборанта – ветерана кафедры – Лялькова В.Я. Благодаря его усердию в работе производилась выдача студентам заданий, принадлежностей, пособий и создавался фонд технических деталей, необходимых для учебной работы.
К следующему 1954-55 учебному году кафедра пополнилась преподавательским составом, что создало условия для дальнейшей систематической работы по совершенствованию учебного процесса. Кафедру возглавил Харит Ю.А., закончивший аспирантуру при ЛИИЖТе и защитивший кандидатскую диссертацию. С июля 1954 г. (по июль 1987 г.) стал работать преподавателем Гаман Г.М., с октября 1954 г. (по май 1963 г.) – Свистун В.Ф., с января 1955 г. (по октябрь 1987 г.) – Пырх Д.Ф., с сентября 1953 г. (по март 1967 г.) – Файншмидт Л.А., с октября 1954 г. (по сентябрь 1958 г.) – Бышев И.И., с февраля 1955 г. (по август 1958 г.) – Петров Г.А., с июня 1955 г. (по октябрь 1978 г.) – Рудченко Д.А., с февраля 1957 г. (по май 1960 г.) – Шпак Н.Г.
Определившийся коллектив преподавателей широко развернул методическую работу, издавались пособия, сборники заданий, в строгую систему был приведен курс лекций, читавшийся по начертательной геометрии, планомерно осуществлялась работа по оборудованию аудиторий чертежными столами, демонстрационными плакатами, моделями и тематическими стендами.
Показательно, что еще во время становления нашего института не все вузы имели подобным образом оборудованные аудитории. Как учебная аудитория обращал на себя внимание зал для технического рисования. В нем имелся комплект удобных для работы столиков мольбертов, рассчитанный на численный состав полной группы, комплекты натурных постановок, гипсовых слепков для рисования, подставок для них, осветительная аппаратура. Наличие этого оборудования создавало условия для серьезной работы по развитию у студентов пространственных представлений, эстетических чувств и важных практических навыков в рисунке.
Пополнился лаборантский состав кафедры. Славилась ювелирной точностью графических работ старшая лаборантка кафедры Плесская Н.М. (работала с марта 1954 г. по ноябрь 1984 г.). Заметной была работа по созданию наглядных пособий Цурганова С.М. (на кафедре с сентября 1955 г. по июнь 1987 г.) и Игнатовского В.А. (на кафедре с марта 1954 г. по сентябрь 1991 г.). Кафедрой изыскивались и совершенствовались формы работы по привитию чувства ответственности за качество выполняемых студентами практических работ. Было принято решение практические работы выполнять только в аудитории. Хранение работ было организовано в кафедральном архиве.
На кафедре практиковалась своеобразная форма кружковой работы по изучению начертательной геометрии. Занятия проводились инициативной группой хорошо успевающих студентов под руководством преподавателя.
Рос авторитет кафедры на межвузовских научно-методических конференциях, на которые выносились доклады ведущих преподавателей. Преподаватели кафедры совершенствовали свою теоретическую подготовку на кафедральных семинарах, регулярно обсуждали методические вопросы.
С сентября 1961 г. по сентябрь 1987 г. на кафедре работал ассистент Петров В.Г., который уделял постоянное внимание кафедральным методическим разработкам по строительному черчению.
В мае 1963 г. избирается по конкурсу и назначается заведующим кафедрой к.т.н., доцент Иловайский Л.В., который неоднократно переизбирался и проработал в этой должности до мая 1986 г. Он проявил себя как умелый руководитель коллектива преподавателей, хороший педагог и воспитатель студенческой молодежи. Он принимал активное участие в общественной жизни института и города. На кафедре продолжался рост ее численного состава. После окончания институтов коллектив преподавателей пополнили Игнатовский В.А., Цурганов С.М., Матуль Т.Н. (с сентября 1972 г. по июнь 2000 г.), Скорин М.Ф. (с октября 1974 г. по август 1988г.), Свириденок И.И. (с октября 1976 г. по октябрь 1991 г.), Иванова А.В. (с октября 1979 г. по октябрь 1987 г.).
Значительный отрезок времени проработали на кафедре преподаватели Гизатуллина Н.Г. (с октября 1965 г. по ноябрь 1971 г.) и Михалевич В.Н. (с октября 1967 г. по май 1988 г.), проявивший себя как инициатор внедрения в учебный процесс технических средств обучения.
Активно включился в учебную работу выпускник нашего института 1-го выпуска – к.т.н. Курочкин П.А. (на кафедре с декабря 1978 г. по август 1994 г.). Коллектив кафедры считал для себя актуальным вопрос формирования молодых кадров как достойную и перспективную смену ветеранов в ближайшем будущем.
Время выдвигало перед коллективом кафедры новые задачи и проблемы, но главной его заботой было дальнейшее совершенствование учебной и методической работы, повышение эффективности воспитательной работы. Кафедрой разрабатывались новые учебные и методические пособия, совершенствовался учебный процесс. Внедрялись новые формы проведения занятий с программированным контролем успеваемости студентов и применением технических средств обучения. Усилиями преподавателей и лаборантов кафедры были переоборудованы аудитории кафедры и помещения для установки проекционной аппаратуры. Накапливался и систематизировался демонстрационный материал.
С июня 1987 г. по август 2009 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Королик Т.К. На кафедре начинает формироваться коллектив молодых преподавателей – достойная и перспективная смена уходящим на заслуженный отдых ветеранам. Это ст. преподаватель Подгорнова Г.Т. (работает с октября 1987 г.), ст. преподаватель Супрун Д.Д. (с сентября 1989 г.), ст. преподаватель Лескова Л.А. (с октября 1989 г.), ст. преподаватель Брель Е.В. (с сентября 1990 г.), к.т.н., доцент Калашник Е.Г. (с сентября 1991 г.), ст. преподаватель Вельянинов С.И. (с января 1994 г.), ст. преподаватель Артюшков О.В. (с сентября 1994 г.), ассистент Свидинская А.В. (с сентября 1998 г.), ст. преподаватель Никитин О.В. (с сентября 1999 г.), ст. преподаватель Вельянинова Л.А. (с сентября 2000 г.), ассистент Ермоленко И.М. (с января 2001 г.), ассистент Мельникова Н.Н. (с сентября 2001 г.), к.т.н., ст. преподаватель Лодня В.А. (с сентября 2001 г.), ассистент Грабусова А.А. (с февраля 2003 г.), ассистент Бирилло Н.С. (с июля 2003 г.), ст. преподаватель Зуева Л.М. (с ноября 2005 г.), ассистент Яковцева О.И. (с августа 2006 г.), ассистент Лобанов А.В. (с сентября 2007 г.), ассистент Бабич Т.В. (с сентября 2007 г.), к.т.н., ассистент Киселевский О.С. (с февраля 2008 г.), ассистент Кухорев Л.П. (с февраля 2011 г.), к.т.н., доцент Кульгейко М.П. (с февраля 2020 г.), д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М. (с февраля 2022 г.).
С сентября 2009 г. по январь 2022 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Лодня В.А. .
с февраля 2022г. кафедру возглавляет д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М.
Кафедра «Графика» является базовой, общеинженерной.
Основной задачей кафедры является инженерно-графическая подготовка специалистов по всем инженерным специальностям всех факультетов, а также обучение основам машиностроительного черчения на факультете профориентации и довузовской подготовки.
Издавна сложилось определение, что «Чертеж – язык техники» и без овладения им невозможно грамотно не только проектировать сооружения и технологию производственных процессов, но и претворять имеющиеся проекты в жизнь. Кроме того, дисциплины кафедры духовно обогащают человека, позволяют ему полнее и глубже понять окружающую действительность.
В настоящее время кафедра располагает учебными аудиториями, которые оборудованы чертежными столами, кульманами, демонстрационными моделями и плакатами, тематическими стендами. Занятия по машинной графике проводятся в 3 компьютерных классах вычислительного центра БелГУТа на персональных ЭВМ новейших моделей.
![]() |
![]() |
Ежегодно кафедрой организуются олимпиады по начертательной геометрии, трехмерному моделированию. По результатам проводимой олимпиады по начертательной геометрии ежегодно формируется команда наиболее талантливых студентов для участия в республиканской олимпиаде в БНТУ (г. Минск). Проводимая олимпиада по технологиям трехмерного моделирования позволяет выявить наиболее талантливых студентов и рекомендовать их выпускающим кафедрам для научной работы.
![]() |
![]() |
Все преподаватели кафедры активно руководят научно-исследовательской работой студентов, результаты которой ежегодно докладываются на студенческих научно-технических конференциях. Лучшие доклады публикуются в сборниках студенческих научных работ БелГУТа и участвуют в республиканских конкурсах студенческих научных работ.
Коллектив кафедры «Графика» в настоящее время состоит, в основном, из творчески мыслящих людей, способных решать задачи по совершенствованию образовательного процесса и воспитанию будущих специалистов.
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» была основана в 1958 году. Первым заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» был доцент Цикунов А.Е., затем кафедру возглавляли профессор Криворучко Н.З., доценты Бугаев В.П., Лисичкин Э.А., Шилович А.В., профессор Ершова Н.М., доценты Галай Э.И., Пигунов В.В., Захарова Т.В. С 2006 по 2015 год руководил кафедрой к.т.н., доцент Пигунов А.В.
Большая заслуга в становлении и развитии кафедры принадлежит профессору Криворучко Н.З., возглавившему кафедру в 1964 году и основавшему белорусскую научную школу вагонного хозяйства.
Учебный процесс на кафедре вели д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. доцент Галай Э.И., к.т.н. профессор Чернин И.Л., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Пигунов В.В., Захарова Т.В., Разон В.Ф., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Рудов П.К., Васильев С.М., Чернин Р.И., ст. преподаватели Гагина Л.Н., Галай Е.Э., ассистенты Ясько Н.А, Моисейчикова О.М. Подготовка специалистов осуществлялась по специальности «Подвижной состав железнодорожного транспорта», а также преподавались отдельные дисциплины по другим специальностям.
В 1964 году при кафедре была открыта аспирантура. Под руководством Николая Захаровича Криворучко подготовлены 1 доктор и 15 кандидатов технических наук, среди которых д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. Галай Э.И., д.т.н. Путято А.В., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Чернин И.Л., Разон В.Ф., Пигунов В.В., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Рудов П.К.
Подготовкой аспирантов и докторантов руководили д.т.н., профессор Сенько В.И. и д.т.н. Галай Э.И. Под руководством д.т.н., профессора Сенько В.И. выполнены и защищены кандидатские диссертации Пигуновым А.В., Путято А.В., Гурским Е.П., Васильевым С.М., Пастуховым М.И., Черниным Р.И. В 2012 году докторскую диссертацию защитил Путято А.В. Под руководством д.т.н. Галая Э.И. выполнена и защищена кандидатская диссертация Рудовым П.К.
С момента образования кафедры началась активная работа по созданию современных пособий по основным курсам. Первым фундаментальным трудом был учебник профессора Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство», изданный в 1961 году, который стал единственным в то время учебником по вагонному хозяйству для студентов железнодорожных вузов и инженерно-технических работников железнодорожного транспорта. Учебник многократно переиздавался, в т.ч. в Польше, Китае, Корее и на Кубе.
Преподавателями кафедры издано 27 учебников и монографий и свыше 200 учебных пособий и методических разработок. Среди них учебники для вузов: Криворучко Н.З., Гридюшко В.И., Бугаев В.П. «Вагонное хозяйство» (1976); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство» (1988); учебники для техникумов и колледжей: Пастухов И.Ф. и др. «Вагоны» (1988); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Сузова А.Ф. «Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства» (1980); Галай Э.И., Каверин В.В., Колядко И.А. «Монтаж, эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин» (1990); Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Кошкалда Р.О. «Конструкция вагонов» (2000); учебные пособия для вузов: Галай Э.И. «Тормоза локомотивов и вагонов: проблемы и перспективы» (I. 1992; II. 1993); Галай Э.I. «Тармазы цягнiкоу» (1999); Сенько В.И. «Техническое обслуживание вагонов» (2001); Сенько В.И., Чернин И.Л., Бычек И.С. «Техническое обслуживание вагонов. Организация ремонта грузовых вагонов» (2002), Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поездов» (2002); Пигунов В.В. «Ходовые части вагонов. Расчет деталей» (2005); Лисичкин Э.А., Разон В.Ф., Горошко В.М. «Электрооборудование судов» (2006); Разон В.Ф. «Автоматическое управление машинами циклического действия» (2008); Галай Э.И. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования» (2010); монографии: Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поезда» (2002); Сенько В.И. «Экономико-математические методы и модели в планировании вагонного хозяйства» (2001) и «Совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта вагонов» (2002); Сенько В.И., Пигунов А.В. «Комплексная оценка остаточной несущей способности кузовов пассажирских вагонов» (2004); Сенько В.И., Путято А.В., Шимановский А.О. «Прочность кузова железнодорожной цистерны с учетом перемещения перевозимого жидкого груза» (2006); Сенько В.И., Гурский Е.П. «Информационные модели в управлении вагонными парками» (2010),. Сенько В.И., Гурский Е.П., Шевченко Д.Н., Сенько Л.В. «Планирование работы вагонного хозяйства с использованием методов математического моделирования» (2012); Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Строительная механика вагонов» (2013); Галай Э.И., Галай Е.Э., Рудов П.К. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Расчет пневматических тормозов» (2014).
Многочисленные учебные пособия и методические указания, изданные через РИО БелГУТа (БелИИЖТа), полностью обеспечивали проведение всех видов занятий, курсовое и дипломное проектирование. Важнейшим направлением совершенствования учебного процесса на кафедре стало применение математических методов и вычислительной техники в инженерных расчетах. Значительный вклад в эту работу внесли Сенько В.И., Ершова Н.М., Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Разон В.Ф., Захарова Т.В., Гагина Л.Н., Акулов Н.В. и др.
В подготовке высокопрофессиональных специалистов-вагонников кафедра тесно взаимодействовала с Белорусской железной дорогой. В 1987 г. был официально организован и активно функционировал филиал кафедры на Гомельском ВРЗ, проводились практические занятия в вагонном депо, в отраслевых научно-исследовательских лабораториях, на испытательном центре железнодорожного транспорта «СЕКО». Это позволяло студентам закрепить на практике теоретические знания технологии ремонта и технического обслуживания вагонов, приобрести навыки научных исследований, выполнять реальные практические разработки.
Научная работа на кафедре велась с момента ее основания. Научное направление кафедры было сформировано основоположником науки о вагонном хозяйстве профессором Криворучко Н.З. Исследования выполнялись по заказам МПС СССР и железных дорог. Результаты научных разработок легли в основу руководящих документов МПС СССР, использовались и используются при выборе конструкции и модернизации пассажирских и грузовых вагонов, создании новых технологических процессов и совершенствовании организации ремонта и технического обслуживания вагонов.
Существенное развитие получила транспортная наука в исследованиях д.т.н., профессора Сенько В.И. в области прогнозирования функционирования вагонного хозяйства на перспективу и организации периодических видов ремонта вагонов. Д.т.н. Э.И. Галаем разработаны теоретические основы скоростного регулирования тормозной силы пассажирского подвижного состава, позволяющие значительно повысить безопасность перевозки пассажиров.
Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Тормозные системы подвижного состава» (руководитель – д.т.н. Галай Э.И.) решала жизненно важные задачи по совершенствованию конструкции, технического обслуживания и ремонта автотормозов, непосредственно связанных с безопасностью движения на Белорусской железной дороге. Неоднократно преподаватели выезжали в заграничные командировки по приглашению коллег из других государств, для решения актуальных транспортных проблем.
В 1997 году под руководством профессора Сенько В.И. была образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава». В лаборатории решались как оперативные, так и перспективные задачи по оздоровлению, модернизации и продлению срока службы вагонов, совершенствованию и развитию вагонного хозяйства Белорусской железной дороги.
В 2009 году под руководством профессора Сенько В.И. был организован испытательный центр железнодорожного транспорта («СЕКО»), позволяющий проводить весь комплекс натурных прочностных испытаний конструкции вагонов, новых и модернизированных.
Результаты научной, научно-педагогической деятельности отражены в многочисленных трудах, публикациях в отечественных и зарубежных изданиях. Преподаватели кафедры – участники многих научно-технических конференций и симпозиумов.
Талантливые молодые преподаватели активно занимались научно-исследовательской работой. Награждены премией Гомельского облисполкома талантливых молодых ученых за активную научную деятельность Пигунов А.В., Васильев С.М., Гурский Е.П., Чернин Р.И.
Преподавательский состав кафедры на протяжении многих лет проводил занятия в Институте повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.
На кафедре функционировало 9 студенческих научно-исследовательских кружков. Результатом творческой деятельности явились награды и призовые места в республиканском конкурсе студенческих научных работ. Студентами получено 42 авторских свидетельств и патентов на изобретения, в т.ч. под руководством доцентов Чернина И.Л. – 28, Железнякова А.Д. – 1, Галая Э.И. – 2, Рудова П.К. – 11.
Кафедра «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» одна из «молодых» кафедр университета. Она была создана 1 февраля 2003 г. согласно приказу ректора БелГУТа профессора, д.т.н. Сенько В.И. (№ 38 от 16 января 2003 г.). Заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор Холодилов О.В.
Обеспечение качества различных объектов техники невозможно без использования на всех стадиях их жизненного цикла технических средств неразрушающего контроля и диагностирования. Интеллектуализация средств НК и ТД предъявляет повышенные требования к специалистам, работающим в этой области.
В этой связи создание новой кафедры явилось актуальным и, как показала жизнь, ее выпускники оказались востребованы в различных отраслях промышленности Республики Беларусь.
1 января 2016 г. путем объединения кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» была образована кафедра «Вагоны».
В 2018 году Галай Е.Э. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Повышение эффективности действия автоматических регуляторов грузовых режимов торможения вагона».
За последние годы были изданы учебные пособия: Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Надежность подвижного состава железнодорожного транспорта» (2016), Сенько В.И., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Чернин И.Л. «Грузовые вагоны железных дорог» (2018) и Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция ходовых частей вагонов» (2018), Бурченков В.В. «Автоматизированные системы контроля подвижного состава» (2020), Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция, теория и расчет вагонов» часть 1 (2020), Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция, теория и расчет вагонов» часть 2 (2021), Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Строительная механика вагонов» (2022), Захарова Т.В., Васильев С.М., Моисейчикова О.М. «Вагоны» (2022), Чернин Р.И. «Совершенствование технологии ремонта соединений с натягом колесных пар» (2024).
Кафедра «Вагоны» образована 1 января 2016 года, в соответствии с приказом ректора университета № 959 от 23.12.2015 г., путем объединением кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика». Руководит кафедрой к.т.н., доцент Пигунов Анатолий Владимирович.
Кафедра «Вагоны» - одна из крупных и авторитетных кафедр механического факультета, поддерживающая связь с предприятиями Белорусской железной дороги, а также с университетами ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудники кафедры постоянно принимают участие в международных научных конференциях и семинарах.
Белорусская железная дорога является базой для прохождения производственных практик на вагоноремонтных и вагоностроительных заводах и во всех вагонных депо. Большинство дипломных проектов выполняются по тематике службы вагонного хозяйства дороги.
Большое внимание уделяется научным исследованиям в области вагоностроения, модернизации подвижного состава, разработке эффективных способов неразрушающего контроля, повышению эффективности работы тормозных систем.
Учебный процесс ведется с широким применением современных пакетов прикладных программ позволяющих моделировать несущую способность конструкций подвижного состава и их динамическую нагруженность.
Выпускники кафедры достойно пополняют коллективы вагоностроительных, вагоноремонтных и эксплуатационных предприятий Белорусской железной дороги, работают в составах научно-исследовательских коллективов, конструкторских бюро, лабораторий неразрушающего контроля.
Кафедра располагает компьютерным классом и восьмью учебными лабораториями, которые оснащены действующими установками вагонов, холодильными агрегатами, электрифицированными стендами, оборудованием и приборами. В становлении и организации работы лабораторий большая заслуга д.т.н., профессора Сенько В.И., д.т.н. Галая Э.И., к.т.н., доцентов Лисичкина Э.А., Чернина И.Л., Пастухова И.Ф., Пигунова В.В., инженеров Родзевича Е.Г., Костюченко Н.Д., Табухова Г.А., Князева Н.Ф., Свириденко В.В., Ясько Н.А.
На кафедре уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров. Ежегодно осуществляется руководство магистрантами и аспирантами по очной и заочной форме обучения.
Преподаватели кафедры проводят занятия в Институте повышения квалификации. На занятиях слушатели изучают современные прогрессивные технологии ремонта, модернизации и технического обслуживания вагонов, методы и средства диагностики подвижного состава, вопросы энергосбережения и экологии в вагонном хозяйстве, экономики в условиях рыночных отношений.
В настоящее время преподаватели кафедры руководят студенческим научно-исследовательским кружком «Совершенствование конструкций и технологий ремонта вагонов». Большое внимание уделяется привлечению молодежи к научным исследованиям.