И. о. заведующего кафедрой «Транспортно-технологические машины и оборудование»

Довгяло Владимир Александрович

Телефон: +375 232 95-39-74
е-mail: dm@bsut.by
Ученая степень: доктор технических наук
Ученое звание: профессор

Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» является выпускающей и осуществляет подготовку и выпуск инженеров-механиков по специальности 1-37 02 03 «Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых, дорожно-строительных машин и оборудования» и инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».

Организовать полноценный учебный процесс помогают сотрудники кафедры: заведующий лабораторией Астратенко С.И., ведущий инженер-механик Максимчик К.В., инженер Романова К.К., ведущий инженер Дмитерко И.Л., лаборант 2-й категории Денисенок И.М., лаборант Моисеенко С.Г. мастера производственного обучения Труцын А.Н. и Авраменко Ю.А.

Основное направление деятельности коллектива кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов по эксплуатации, модернизации, техническому обслуживанию и ремонту погрузочно-разгрузочных, путевых и дорожно-строительных машин и материалов.

Учебная работа на кафедре ТТМиО осуществляется в шести лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения, дорожно-строительных машин) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая) и других аудиториях.

foto2

Тренажер экскаватора в ауд. №134

Для проведения учебных занятий по основным дисциплинам кафедры преподаватели используют модели и макеты механизмов, стенды образцов деталей машин, изготовленных из металлических, полимерных и металлополимерных материалов, другие наглядные пособия и плакаты. Для демонстрации видеоматериалов и проведения презентаций используется современный мультимедийный комплекс. Также в учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.

foto4

Кроме того, кафедра имеет в своем составе следующие машины, размещенные на территории БелГУТа:

  • малогабаритное универсальное энергетическое средство УЭС-30 «Полесье» с комплектом сменных адаптеров для земляных и дорожных работ;
  • машина для одиночной замены шпал;
  • кран шпальный.

 
УЭС-30 «Полесье»


Машина для одиночной замены шпал

 

По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.

Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.

 foto3

При всем этом проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров и инженеров-механиков.

Научно-педагогический потенциал преподавателей и лабораторно-техническая база кафедры позволяют на высоком уровне осуществлять обучение студентов в соответствии с современным состоянием, достижениями и перспективами развития машиностроения и материаловедения. Преподаватели кафедры уделяют большое внимание повышению качества подготовки молодых специалистов путем более углубленного изучения студентами реальных объектов и приобретения практических навыков работы на испытательных стендах и машинах.

Для повышения эффективности изучения новых путевых и дорожно-строительных машин, а также технологий дорожного строительства и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла созданы филиалы кафедры на предприятиях Гомельского отделения Белорусской железной дороги (ПМС-116), Гомельском ДРСУ-113 и участке новых технологий КУП «Гомельоблдорстройкомплект», Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических занятий приглашаются ведущие специалисты из описанных выше организаций. Производственные практики проводятся по сквозной программе, в соответствии с которой после первой технологической практики студенты получают рабочую специальность, а в процессе второй работают на инженерно-технических должностях.

Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.

Преподаватели и аспиранты кафедры осуществляют научно-исследователь­ские и опытно-конструкторские работы по республиканским научно-техническим программам, по проектам, финансируемым Министерством образования и Мини­стерством обороны Республики Беларусь, по заказам Белорусской железной дороги и по договорам с предприятиями и организациями Беларуси. Традиционным направлением научно-исследовательской работы коллектива кафедры является повышение надежности и работоспособности деталей, узлов и конструкций машин и механизмов за счет применения новых прогрессивных материалов и ресурсосберегающих технологий.

Многофункциональные путевые машины на шасси МАЗ-6303 и МТЗ Беларус Ш-406, модернизированные специалистами кафедры, принимали участие в Международной научно-технической выставке военной техники «МИЛЕКС-2007» и на выставке военной техники Министерства обороны РБ «Осень – 2008», где получили высокую оценку главы государства.

Многофункциональная путевая машина

 Локомобиль на шасси МАЗ-6303

Широкий спектр изучаемых машин и технологий их ремонта, а также фундаментальная подготовка позволяют выпускникам кафедры успешно трудиться на предприятиях Белорусской железной дороги, в организациях строительного и дорожно-строительного комплекса, а также на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь.