Заведующий кафедрой «Вагоны»

Пигунов Анатолий Владимирович

Телефон: +375 232 95 39 08
Ученая степень: кандидат технических наук
Ученое звание: доцент

История кафедры


Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» была основана в 1958 году. Первым заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» был доцент Цикунов А.Е., затем кафедру возглавляли профессор Криворучко Н.З., доценты Бугаев В.П., Лисичкин Э.А., Шилович А.В., профессор Ершова Н.М., доценты Галай Э.И., Пигунов В.В., Захарова Т.В. С 2006 по 2015 год руководил кафедрой к.т.н., доцент Пигунов А.В.

Большая заслуга в становлении и развитии кафедры принадлежит профессору Криворучко Н.З., возглавившему кафедру в 1964 году и основавшему белорусскую научную школу вагонного хозяйства.

Учебный процесс на кафедре вели д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. доцент Галай Э.И., к.т.н. профессор Чернин И.Л., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Пигунов В.В., Захарова Т.В., Разон В.Ф., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Рудов П.К., Васильев С.М., Чернин Р.И., ст. преподаватели Гагина Л.Н., Галай Е.Э., ассистенты Ясько Н.А, Моисейчикова О.М. Подготовка специалистов осуществлялась по специальности «Подвижной состав железнодорожного транспорта», а также преподавались отдельные дисциплины по другим специальностям.

В 1964 году при кафедре была открыта аспирантура. Под руководством Николая Захаровича Криворучко подготовлены 1 доктор и 15 кандидатов технических наук, среди которых д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. Галай Э.И., д.т.н. Путято А.В., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Чернин И.Л., Разон В.Ф., Пигунов В.В., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Рудов П.К.

Подготовкой аспирантов и докторантов руководили д.т.н., профессор Сенько В.И. и д.т.н. Галай Э.И. Под руководством д.т.н., профессора Сенько В.И. выполнены и защищены кандидатские диссертации Пигуновым А.В., Путято А.В., Гурским Е.П., Васильевым С.М., Пастуховым М.И., Черниным Р.И. В 2012 году докторскую диссертацию защитил Путято А.В. Под руководством д.т.н. Галая Э.И. выполнена и защищена кандидатская диссертация Рудовым П.К.

С момента образования кафедры началась активная работа по созданию современных пособий по основным курсам. Первым фундаментальным трудом был учебник профессора Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство», изданный в 1961 году, который стал единственным в то время учебником по вагонному хозяйству для студентов железнодорожных вузов и инженерно-технических работников железнодорожного транспорта. Учебник многократно переиздавался, в т.ч. в Польше, Китае, Корее и на Кубе.

Преподавателями кафедры издано 27 учебников и монографий и свыше 200 учебных пособий и методических разработок. Среди них учебники для вузов: Криворучко Н.З., Гридюшко В.И., Бугаев В.П. «Вагонное хозяйство» (1976); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство» (1988); учебники для техникумов и колледжей: Пастухов И.Ф. и др. «Вагоны» (1988); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Сузова А.Ф. «Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства» (1980); Галай Э.И., Каверин В.В., Колядко И.А. «Монтаж, эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин» (1990); Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Кошкалда Р.О. «Конструкция вагонов» (2000); учебные пособия для вузов: Галай Э.И. «Тормоза локомотивов и вагонов: проблемы и перспективы» (I. 1992; II. 1993); Галай Э.I. «Тармазы цягнiкоу» (1999); Сенько В.И. «Техническое обслуживание вагонов» (2001); Сенько В.И., Чернин И.Л., Бычек И.С. «Техническое обслуживание вагонов. Организация ремонта грузовых вагонов» (2002), Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поездов» (2002); Пигунов В.В. «Ходовые части вагонов. Расчет деталей» (2005); Лисичкин Э.А., Разон В.Ф., Горошко В.М. «Электрооборудование судов» (2006); Разон В.Ф. «Автоматическое управление машинами циклического действия» (2008); Галай Э.И. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования» (2010); монографии: Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поезда» (2002); Сенько В.И. «Экономико-математические методы и модели в планировании вагонного хозяйства» (2001) и «Совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта вагонов» (2002); Сенько В.И., Пигунов А.В. «Комплексная оценка остаточной несущей способности кузовов пассажирских вагонов» (2004); Сенько В.И., Путято А.В., Шимановский А.О. «Прочность кузова железнодорожной цистерны с учетом перемещения перевозимого жидкого груза» (2006); Сенько В.И., Гурский Е.П. «Информационные модели в управлении вагонными парками» (2010),. Сенько В.И., Гурский Е.П., Шевченко Д.Н., Сенько Л.В. «Планирование работы вагонного хозяйства с использованием методов математического моделирования» (2012); Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Строительная механика вагонов» (2013); Галай Э.И., Галай Е.Э., Рудов П.К. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Расчет пневматических тормозов» (2014).

Многочисленные учебные пособия и методические указания, изданные через РИО БелГУТа (БелИИЖТа), полностью обеспечивали проведение всех видов занятий, курсовое и дипломное проектирование. Важнейшим направлением совершенствования учебного процесса на кафедре стало применение математических методов и вычислительной техники в инженерных расчетах. Значительный вклад в эту работу внесли Сенько В.И., Ершова Н.М., Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Разон В.Ф., Захарова Т.В., Гагина Л.Н., Акулов Н.В. и др.

В подготовке высокопрофессиональных специалистов-вагонников кафедра тесно взаимодействовала с Белорусской железной дорогой. В 1987 г. был официально организован и активно функционировал филиал кафедры на Гомельском ВРЗ, проводились практические занятия в вагонном депо, в отраслевых научно-исследовательских лабораториях, на испытательном центре железнодорожного транспорта «СЕКО». Это позволяло студентам закрепить на практике теоретические знания технологии ремонта и технического обслуживания вагонов, приобрести навыки научных исследований, выполнять реальные практические разработки.

Научная работа на кафедре велась с момента ее основания. Научное направление кафедры было сформировано основоположником науки о вагонном хозяйстве профессором Криворучко Н.З. Исследования выполнялись по заказам МПС СССР и железных дорог. Результаты научных разработок легли в основу руководящих документов МПС СССР, использовались и используются при выборе конструкции и модернизации пассажирских и грузовых вагонов, создании новых технологических процессов и совершенствовании организации ремонта и технического обслуживания вагонов.

Существенное развитие получила транспортная наука в исследованиях д.т.н., профессора Сенько В.И. в области прогнозирования функционирования вагонного хозяйства на перспективу и организации периодических видов ремонта вагонов. Д.т.н. Э.И. Галаем разработаны теоретические основы скоростного регулирования тормозной силы пассажирского подвижного состава, позволяющие значительно повысить безопасность перевозки пассажиров.

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Тормозные системы подвижного состава» (руководитель – д.т.н. Галай Э.И.) решала жизненно важные задачи по совершенствованию конструкции, технического обслуживания и ремонта автотормозов, непосредственно связанных с безопасностью движения на Белорусской железной дороге. Неоднократно преподаватели выезжали в заграничные командировки по приглашению коллег из других государств, для решения актуальных транспортных проблем.

В 1997 году под руководством профессора Сенько В.И. была образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава». В лаборатории решались как оперативные, так и перспективные задачи по оздоровлению, модернизации и продлению срока службы вагонов, совершенствованию и развитию вагонного хозяйства Белорусской железной дороги.

В 2009 году под руководством профессора Сенько В.И. был организован испытательный центр железнодорожного транспорта («СЕКО»), позволяющий проводить весь комплекс натурных прочностных испытаний конструкции вагонов, новых и модернизированных.

Результаты научной, научно-педагогической деятельности отражены в многочисленных трудах, публикациях в отечественных и зарубежных изданиях. Преподаватели кафедры – участники многих научно-технических конференций и симпозиумов.

Талантливые молодые преподаватели активно занимались научно-исследовательской работой. Награждены премией Гомельского облисполкома талантливых молодых ученых за активную научную деятельность Пигунов А.В., Васильев С.М., Гурский Е.П., Чернин Р.И.

Преподавательский состав кафедры на протяжении многих лет проводил занятия в Институте повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.

На кафедре функционировало 9 студенческих научно-исследовательских кружков. Результатом творческой деятельности явились награды и призовые места в республиканском конкурсе студенческих научных работ. Студентами получено 42 авторских свидетельств и патентов на изобретения, в т.ч. под руководством доцентов Чернина И.Л. – 28, Железнякова А.Д. – 1, Галая Э.И. – 2, Рудова П.К. – 11.

Кафедра «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» одна из «молодых» кафедр университета. Она была создана 1 февраля  2003 г. согласно приказу ректора БелГУТа профессора, д.т.н. Сенько В.И. (№ 38 от 16 января 2003 г.). Заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор Холодилов О.В.

Обеспечение качества различных объектов техники невозможно без использования на всех стадиях их жизненного цикла технических средств неразрушающего контроля и диагностирования. Интеллектуализация средств НК и ТД предъявляет повышенные требования к специалистам, работающим в этой области.

В этой связи создание новой кафедры явилось актуальным и, как показала жизнь, ее выпускники оказались востребованы в различных отраслях промышленности Республики Беларусь.

1 января 2016 г. путем объединения кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» была образована кафедра «Вагоны».

В 2018 году Галай Е.Э. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Повышение эффективности действия автоматических регуляторов грузовых режимов торможения вагона».

За последние годы были изданы учебные пособия: Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Надежность подвижного состава железнодорожного транспорта» (2016), Сенько В.И., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Чернин И.Л. «Грузовые вагоны железных дорог» (2018) и Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция ходовых частей вагонов» (2018).

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter