Научно-исследовательская работа коллектива кафедры ведется по трем основным направлениям:

  • совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов;
  • надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта;
  • теоретическое и экспериментальное исследование динамики и прочности механических систем, преимущественно транспортного назначения.

Научная школа  «Трибофатика» профессора Сосновского Л.А.

Специалисты кафедры при выполнении научно-исследовательских работ активно взаимодействуют с отраслевой научно-исследовательской лабораторией «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава», научно-исследовательской лабораторией «Системы электроснабжения транспорта», ООО «НПО ТРИБОФАТИКА», научно-исследовательской лабораторией пути, испытательным центром железнодорожного транспорта «СЕКО».

По научному направлению совершенствования конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов проводятся следующие работы:

  • разработка организационно-технологических и технических мероприятий по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
  • разработка автоматизированных систем расчета планового расхода энергоресурсов на тягу поездов в пассажирском движении и оценки эффективности применения ресурсосберегающих мероприятий на магистральных локомотивах;
  • анализ оборудования и технологии ремонта тягового подвижного состава в локомотивных депо и разработка соответствующей нормативной документации;
  • исследование влияния условий движения поезда на расход топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка и совершенствование конструкций топливных систем локомотивов, а также технологий их эффективного функционирования.

По научному направлению надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта проводятся следующие работы:

  • разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта;
  • разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения;
  • разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава;
  • разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного транспорта.

В рамках научного направления теоретических и экспериментальных исследований динамики и прочности механических систем проводятся следующие работы:

  • разработка и внедрение перспективных конструкций железнодорожного подвижного состава, оценка их ресурса;
  • экспериментальные и теоретические исследования процессов повреждаемости, условий достижения предельного состояния и долговечности наиболее ответственных – трибофатических систем машин и механизмов по важнейшим критериям работоспособности;
  • разработка и изготовление машин для износоусталостных испытаний материалов, моделей пар трения и трибофатических систем в условиях, близких к эксплуатационным;
  • разработка и внедрение эффективных методов управления процессами комплексного износоусталостного повреждения трибофатических систем с целью повышения их эксплуатационной надежности при снижении затрат труда, средств и материалов в производстве и эксплуатации; методов износоусталостных испытаний, в том числе ускоренных; нормативных документов, в том числе государственных стандартов.

Кафедра «Локомотивы» начинает свою историю с 1956 года под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». В 1958 году, после разделения специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» кафедра стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 года – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт», в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 году кафедра «Тяговый подвижной состав» была разделена на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

Первым заведующим кафедрой «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава» был назначен к.т.н., доцент Виктор Николаевич Казаков, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».

В сентябре 1957 года кафедру «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава», а с января 1958 кафедру «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» возглавлял дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Владимир Антонович Гутковский.

С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, д.т.н., профессор Николай Александрович Сохачевский. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами кафедры Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками, Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В.

Под руководством Сохачевского Н.А. создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием. В настоящее время лаборатория носит его имя – «Силовые установки и энергетическое оборудование тепловозов им. профессора Сохачевского Н.А.».

С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Александр Иванович Филимонов – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.

С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею, крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов д.т.н., профессор Павел Константинович Крюгер. Под его руководством окончили аспирантуру В.В. Шидловский, Е.В. Секерин и В.М. Лазеев.

Под руководством к.т.н., доцента Догина Моисея Ефимовича, работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование износа и надежности пескоподающих установок локомотивного хозяйства».

С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов к.т.н., доцент Анатолий Михайлович Костромин. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации
Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А. и Френкель С.Я.

В 1988 году коллектив авторов в составе: Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я и др. за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» БелИИЖТ награждены дипломом ВДНХ СССР.

С 1979 по 1986 гг. кафедру возглавлял д.т.н., доцент Растам Каримович
Гизатуллин – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований профессора кафедры
Гизатуллина Р.К. до сих пор успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.

С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелИИЖТа-БелГУТа. Так, с 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Вячеслав Михайлович Овчинников. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом.

С 1993 по сентябрь 1994 года кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», с сентября 1994 по июль 1999 года кафедру «Тяговый подвижной состав», а с июля 1999 по 2001 год кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели» возглавлял к.т.н., доцент Сергей Иванович Сухопаров. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Под руководством к.т.н., доцента Сухопарова С.И. создана лаборатория «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и лаборатория «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы».

В 1999 году произошло разделение кафедры «Тяговый подвижной состав» на кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

С 1999 по 2016 гг. кафедрой «Электрический подвижной состав» бессменно руководил к.т.н., доцент Могила Владимир Степанович. Под его руководством начиалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по направлению специальности «Тяговый состав железнодорожного транспорта (электрический транспорт и метрополитен)» и инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение железных дорог». Продолжалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по специальности «Городской электрический транспорт». В становлении кафедры принимали участие к.т.н., доценты Рафаловский В.В. и Ергучев Л.А. В 2007 году на кафедре «Электрический подвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта», руководителем которой был к.т.н., доцент Евдасев И.С., научным руководителем – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являлись: разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.

С 2001 по 2011 гг. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» руководил к.т.н., доцент Френкель Семён Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был разработан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а также совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». В этот период на кафедре создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У, а также интенсивно велись научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертационные исследования на соискание научной степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.

С 2011 года кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели», а с 2016 по 2017 гг. кафедру «Локомотивы» возглавлял к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Под его руководством в 2013 года разработан образовательный стандарт второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)».

С 2017 по 2019 гг. кафедрой «Локомотивы» руководил д.т.н., доцент Путято Артур Владимирович. Под его руководством созданы учебные лаборатории «Контактные сети железных дорог», «Электроснабжение железных дорог» и «Теория машин и механизмов», которая впоследствии была передана на кафедру «Техническая физика и теоретическая механика», также было произведено дооснащение лаборатории «Механика материалов». В этот период организован филиал кафедры в Гомельской дистанции электроснабжения РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

С 2019 года и по настоящее время кафедрой руководит к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич.

На кафедре в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой ведутся научно-исследовательские работы:

- совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тягового подвижного состава;

- нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов; динамики и прочности железнодорожного подвижного состава;

- стандартизация технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава;

- расчет режимов совместной работы рельсового электрического транспорта и систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока;

- снижение потерь электрической энергии в тяговой сети и улучшению качества электрической энергии в точках общего присоединения;

- механика материалов и конструкций, движущихся и деформируемых систем;

- механика износоусталостного повреждения и разрушения трибофатических систем и др.

Преподаватели кафедры активно участвуют в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа. Проводят учебные занятия с руководящими работниками и специалистами служб Управления, организаций, обособленных структурных подразделений Белорусской железной дороги.

На кафедре создана и успешно функционирует система организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС как часть образовательного процесса кафедры реализуется за счет того, что профессорско-преподавательский состав использует в рамках образовательного процесса и работы студенческих научных кружков технологии, способствующие развитию исследовательских умений у обучающихся. Итоги и результаты полученных научных исследований освещаются студентами не только в рамках студенческих научных кружков, но и в ходе работы студенческих научно-технических конференций.

Студенты кафедры ежегодно под руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, предметных олимпиадах университетского, городского, республиканского и международного уровней, конкурсах «Транспорт будущего», стартап-проектах по альтернативной энергетике, а также в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и др. Студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно получали дипломы первой категории на республиканских конкурсах.

Студентам кафедры предоставляется возможность обучения на военно-транспортном факультете по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, а также приобретения второй специальности (квалификации) на базе высшего образования в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.

Особое внимание как в учебное, так и внеучебное время на кафедре уделяется идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, а также воспитанию информационной культуры обучающихся. Так, сотрудники и студенты  кафедры участвуют в памятных акциях, приуроченных ко Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Победы в Великой Отечественной войне и т.д.

Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, оборудования электрических подстанций и сетей с применением современных методов и средств повышения надежности, долговечности и экономичности железнодорожного транспорта.

Выпускники кафедры занимают руководящие должности в структурных подразделениях университета, Белорусской железной дороги, на промышленных предприятиях, а также в проектных и конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях и проектных организациях Республики Беларусь.

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава"

Казаков В.Н.
к.т.н., доцент

(1956 – 1957 гг.)

bely

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1957 – 1958 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Эксплуатация и ремонт подвижного состава"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1958 – 1960 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и тяговое хозяйство"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1960 – 1961 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы и локомотивное хозяйство"

Сохачевский Н.А.
д.т.н., профессор

(1961 – 1964 гг.)

filimonov

Филимонов А.И.
к.т.н., доцент

(1964 – 1966 гг.)

filimonov

Крюгер П.К.
д.т.н., профессор

(1966 – 1973 гг.)

filimonov

Костромин А.М.
к.т.н., доцент

(1973 – 1979 гг. и 1986 – 1988)

filimonov

Гизатуллин Р.К.
д.т.н., доцент

(1979 – 1986 гг. )

filimonov

Овчинников В.М.
к.т.н., доцент

(1988 – 1993 гг. )

filimonov

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тяговый подвижной состав"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тепловозы и тепловые двигатели"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1999 – 2001гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

(2001 – 2011 гг. )

filimonov

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2011 – 2016 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Электрический подвижной состав"

Могила В.С.
к.т.н., доцент

(1999 – 2016гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы"

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2016 – 2017 гг. )

filimonov

Путято А.В.
д.т.н., доцент

(2017 – 2019 гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

( с 2019 года и по настоящее время)

filimonov

В настоящее время на кафедре осуществляется подготовка бакалавриатов по следующим специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».

  1. 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». Срок обучения – 4 года. Квалификация – инженер-электромеханик:
  • 1-37 02 01-01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (Тепловозы)»
  • 1-37 02 01-02 "Тяговый состав железнодорожного транспорта (Электрический транспорт и метрополитен)».
  1. 1-43 01 03 Электроснабжение (по отраслям). Срок обучения – 4 года.
    Квалификация – инженер-энергетик:
  • 1-43 01 03 06 Электроснабжение железных дорог

С 2023/2024 учебного года на кафедре осуществляется подготовка на уровне бакалавриата по двум специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:

  1. 6-05-0715-08 «Подвижной состав железнодорожного транспорта», включая две профилизации:

Срок обучения – 4 года. Степень – бакалавр. Квалификация – инженер

  1. 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника». Срок обучения – 5 лет. Степень – магистр. Квалификация – инженер-энергетик.

Кроме того, на кафедре осуществляется обучение студентов по программе магистратуры  по специальности 7-06-0715-01 «Транспорт», непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника», ориентированным на научно-исследовательскую деятельность, и включающим углубленное изучение в сфере транспорта. Также на кафедре осуществляется подготовка аспирантов по специальности 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация».

sostav

Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» (ТТМиО) образована 1 февраля 2020 года путем объединения кафедр «Детали машин, путевые и строительные машины» (ДМ, ПиСМ) и «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) согласно приказу ректора №1270 от 18 декабря 2019 года.

Кафедра «Детали машин, путевые и строительные машины» начала свою историю с 1954 года. Одним из ее организаторов был В.А. Белый, впоследствии академик Академии наук Беларуси.

На различных этапах становления и развития БелИИЖТа (БелГУТа) кафедру возглавляли известные педагоги и ученые: доктор физико-математических наук, профессор В.И. Довнорович; кандидаты технических наук, доценты В.А. Орлов, А.Н. Дубко, В.Г. Савельев, Ю.В. Богородский, Д.Д. Беньковский, В.М. Горский; доктор технических наук, профессор С.В. Щербаков.

С 1994 года после реорганизации кафедру возглавлял д.т.н., профессор В.А. Довгяло.

Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ) образована 17 июня 1992 года в связи с открытием в БелГУТе в 1992/93 учебном году новой специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов».

Согласно приказу ректора № 423 с июля 1992 г. кафедры «Теоретическая и прикладная механика» и «Теория механизмов, детали машин и технология металлов» преобразовали в кафедры «Теория механизмов, детали машин и прикладная механика», заведующий д.т.н., профессор С.В. Щербаков «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ), заведующий д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

В состав кафедры МОиУМ вошли:

Кафедра «Технология металлов», организованная в период становления БИИЖТа (1956-1964 г.г.). Ее  возглавил к.т.н., доцент А.М. Макаренко, а в 1964-1976 г.г. – к.т.н., доцент А.П. Федин. В 1976-1986 г.г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.П. Васильев. С 1986 по июль 1992 г. кафедра существовала на базе кафедры «Теория механизмов, детали машин и технология металлов», состоящая из кафедр «Теория механизмов и детали машин» (март 1980-апрель 1986 г.г.) и «Технология металлов» (май 1969-апрель 1986 г.г.), «Теоретическая и прикладная механика (1985-1992 г.г.)». Эту кафедру возглавил к.т.н., доцент Ю.В. Богородский, затем д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

Научно-исследовательской лабораторией «Физика поверхности и тонких пленок» (НИЛ ФПТП) с 1992 года руководил д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

В 2001 г. кафедру возглавлял д. т. н., профессор Богданович Павел Николаевич, работавший до этого заведующим отделом Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» согласно решению Совета университета 20.12.2006 г. была переименована в кафедру «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) (приказ № 710-п от 21.12.2006 г.).

С 01.02.2020 и по 31.01.2021 заведующим кафедрой «Транспортно-технологические машины и оборудование» был д.т.н., профессор Владимир Александрович Довгяло. С 01.02.2021 по 31.01.2022 исполнять обязанности заведующего кафедрой стал к.т.н, доцент Моисеенко Владимир Леонидович.

С 01.02.2022 и по настоящий момент заведующим кафедрой «Транспортно-технологические машины и оборудование» является к.т.н., доцент Моисеенко Владимир Леонидович.