В 1968 г. окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-экономист».
В августе 1968 года начала работать в БелГУТе. В 1968 -1978 г.г. занимала должность ассистент кафедры «Экономика транспорта».
В 1978 г. – защита кандидатской диссертации в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта.
В 1978 – 1982 г.г. – старший преподаватель, а затем доцент кафедры «Экономика транспорта».
В 1982 – 1995 г.г. заведующая кафедрой «Экономика транспорта».
В 1997 – 2006 г.г. – создание и руководство кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В 1999 г. – назначена научным руководителем магистрантов и аспирантов, создала научную школу по проблемам экономики, финансов и учета в системе железнодорожного транспорта.
В 2001 г. – научный руководитель научно-исследовательской лаборатории НИЛ «Экономического анализа, методологии бухгалтерского и налогового учета».
В 2003 г. - присвоение звания «профессор».
В 2006 – 2016 г.г. – профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и руководитель НИЛ «Экономического анализа, методологии бухгалтерского и налогового учета».
Опубликовано более 240 работ, в том числе 5 монографий, 5 учебных пособий с грифом министерства образования, более 50 учебно-методических пособий, в том числе для системы повышения квалификации руководящих экономических кадров БЖД, более 40 статей и тезисов.
Научная деятельность преподавателей кафедры очень многогранна. Общее число научных и научно-методических работ превышает 1000. Многие разработки кафедры внедрены в производство и учебный процесс. Пособия доцента Н.Е. Савченко по физике для поступающих в вузы неоднократно издавались в Беларуси и за рубежом.
Студенты принимают участие в научной работе в кружках НИРС, которые ведут все преподаватели. В этих кружках студенты могут более глубоко изучить многие физические проблемы применительно к условиям функционирования различных видов транспорта и процессам строительства. Студенты также приобщаются к творческому процессу, выполняя научно-исследовательскую работу в одном из кружков по электрохимии, химии вяжущих веществ, физико-химической механике и др.
Неверов А.С – автор более 250 научных трудов, в том числе 3 монографий, опубликованных в издательствах «Химия», «Машиностроение», «Наука и техника», а также более 70 авторских свидетельств и патентов. Круг его научных интересов – разработка полимерных материалов, содержащих жидкие смазки, ингибиторы коррозии, пластификаторы, изучение их взаимной совместимости.
Зыкунов В.А. является ответственным исполнителем работ в рамках Договора о научно-техническом сотрудничестве БелГУТа с Национальным центром физики частиц и высоких энергий (НЦФЧВЭ, Минск). В 2011-2015 гг был руководителем Государственной программы научных исследований от БелГУТа по теме «Разработка новых подходов к оценке радиационных эффектов для современных экспериментов в физике высоких энергий».
С 1982 г. на кафедре функционирует научно-исследовательская лаборатория, занимающаяся изучением физико-химических процессов в гетерогенных многокомпонентных системах и разработкой научных основ технологического обеспечения заданных свойств композиционных материалов и покрытий, формируемых с использованием низкотемпературной плазмы. Кафедра оснащена современным экспериментальным и научным оборудованием, что позволяет эффективно сотрудничать с центрами Беларуси и СНГ, участвовать в выполнении оригинальных хозрасчетных тем, обеспечивать высококачественное обучение студентов. В течение ряда лет кафедра выполняла работы по заказам Белорусской железной дороги. Ею созданы плазменные участки в депо Гомель и Жлобин. Совместно с физико-технической лабораторией Белорусской железной дороги выполнялись металлографические исследования состояния котельных сплавов, анализировались аварийные ситуации, производились сложные химические анализы для Гомельского отделения дороги. С 2011 г. на кафедре ведутся работы по восстановлению отработанных железнодорожных смазок.
Курс физики, как ведущей естественной науки мира, дает возможность студентам овладеть знаниями физических законов и их практического применения, способствует формированию у студентов научного мировоззрения и современного физического мышления, играет роль фундаментальной базы, без которой невозможна успешная деятельность инженера.
Главной целью курса химии является выработка основ творческого мышления, умение ориентироваться в сущности физико-химических процессов и применять их на практике. Центральное место в содержании курса химии занимают теоретические основы и связь с теми науками, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.
На кафедре имеется специализированное лабораторное оборудование для проведения лабораторных работ по курсу общей физики, радиационной безопасности, общей химии (специальные химические столы на 32 посадочных места, вытяжные шкафы и т.п.) 2011 г. изготовления, наборы химической посуды и реактивов для проведения лабораторных работ по специальностям кафедры, оборудование для проведения лабораторных занятий по органической и физической химии, а также по специальностям «Защита металлов от коррозии», «Защита от коррозии строительных конструкций» и «Методы исследования строительных материалов». Также имеется большое число приборов для проведения оптико-микроскопических исследований, аналитическое весовое оборудование, муфельные печи, сушильные шкафы, термостаты, дериватограф (Q-1500 D), ИК-спектрометр (Specord 75-IR), иономеры, рефрактометры, комплект оборудования для нанесения полимерных покрытий, установка для изучения трения и износа и другое современное оборудование. Имеется комплект программ для компьютеризированной оценки знаний студентов по дисциплинам кафедры. Разработана компьютерная программа для обработки результатов исследования свойств трехкомпонентных систем методом симплекс-решетчатого планирования. Для проведения лекций, лабораторных и практических занятий имеется набор плакатов по всем специальностям кафедры, а также графопроекторы и диапроекторы.
Все преподаватели участвуют в гуманитарно-просветительской работе в различных формах учебных занятий, а также проводят воспитательную работу со студентами во время плановых посещений студенческих общежитий. Кураторы кафедры проводят идеологическую, воспитательную и информационную работу со студентами своих групп по планам кафедры и факультета.
Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» осуществляет обучение студентов по следующим дисциплинам:
Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» образована в августе 2020 года путем объединения кафедр «Экология и энергоэффективность в техносфере» и «Физика и химия», руководит кафедрой кандидат технических наук Пехота Александр Николаевич.
Кафедра «Экология и энергоэффективность в техносфере» была образована в сентябре 2016 года после объединения кафедр «Экология и рациональное использование водных ресурсов» и «Энергоэффективные технологии на транспорте».
В 2016 г. под руководством заведующего кафедры Вячеслава Михайловича Овчинникова на кафедре началась подготовка студентов по уникальной для Республики Беларусь специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», которая относится к направлению образования в области энергоаудита в рамках профиля подготовки специалистов с высшим образованием. Введение новой специальности явилось реакцией на такую глобальную тенденцию, как необходимость развития энергоресурсосбережения в нашей стране и его активное внедрение в различные производственные процессы.
Энергосбережение из сугубо управленческого уклона получает существенный технический уклон и становится высокотехнологичной дисциплиной, необходимой для повышения конкурентоспособности предприятий за счет применения энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования. Всему этому способствовало создание кафедры «Энергоэффективные технологии на транспорте» (01.09. 2011) по инициативе В.М. Овчинникова, которую он в то время возглавлял. С момента создания до момента объединения на кафедре работали к.т.н., доценты Колдаева С. Н., Макеев В. В., ст. преподаватели Мокренко (Евминова) И. М., Слесаренко В. А., зав. лабораторией Бороденок Е. К.
Стоит отметить, что В.М. Овчинников на протяжении многих лет работы в нашем университете (более 50 лет), являясь в разные годы заведующим кафедрой, а в настоящее время - руководителем научно-исследовательского центра «Экологическая безопасность и энергосбережение на транспорте», посветил долгие годы решению проблем энергетической и экологической безопасности, а также повышению энергосбережения на транспорте и предприятиях промышленности.
С сентября 2019 г. по август 2020 г. руководство кафедрой «Экология и энергоэффективность в техносфере» осуществлял кандидат технических наук Пехота Александр Николаевич.
Кафедра «Физика» была образована в октябре 1953 года. Долгие годы кафедрой «Физика» заведовал профессор Владимир Яковлевич Матюшенко (1941–2009) – один из авторов научного открытия «Явление образования насыщенной водородом зоны в подповерхностном слое металла при трении». В период 2009 - 2015 года заведующим кафедрой «Физика» являлся Владимир Александрович Зыкунов – специалист в области физики элементарных частиц, участник нескольких экспериментальных программ в физике высоких энергий: CMS LHC (Большой адронный коллайдер), E-158 (SLAC, Стэнфордский линейный ускоритель) и MOLLER (лаборатория им. Джефферсона, JLab).
В 1990 году на кафедре был введен курс «Радиационная безопасность» и создана новая лаборатория радиационной безопасности, оснащенная необходимым для работы студентов оборудованием и компьютерами для обработки результатов. С тех пор на кафедре подготовлены и изданы учебные пособия и практикум по ядерной физике и радиационной безопасности, допущенные Министерством образования Республики Беларусь для использования в ВУЗах (доцент В.А. Савастенко), а также и учебно-методическое пособие «Основы радиационной безопасности» (доцент В.Г. Родненков).
В январе 2016 года кафедра «Физика» и кафедра «Химия» путем слияния были реорганизованы в кафедру «Физика и химия». Заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор Неверов Александр Сергеевич. С 2019 года кафедру возглавляла доктор технических наук, профессор Кудина Елена Федоровна.
Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» - одно из крупных и авторитетных подразделений вуза, поддерживающего связи с предприятиями города и области, а также университетами ближнего и дальнего зарубежья, где преподаватели принимают участие в международных конференциях и семинарах.
Коллектив кафедры и научно-исследовательского центра «Экологическая безопасность и энергосбережение на транспорте» (январь 2016 г.)
В настоящее время кафедра выпускает инженеров-строителей по специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» для производственно-технологической, проектной и исследовательской деятельности в области систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также для работы на строительстве и эксплуатации очистных и гидротехнических сооружений.
Экскурсия студентов специальности СВ на ТЭЦ-2
Экскурсия на очистные сооружения РУП «Белоруснефть-Особино»
Выпускники кафедры достойно пополняют коллективы очистных сооружений различных городов Беларуси, работают в составах творческих коллективов проектных институтов, трудятся на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства города, области и республики.
С 1997 год кафедра выпустила более 500 специалистов, из которых более 60 человек получили диплом с отличием.
С 1998 года более 60 студентов являлись именными стипендиатами.
Защита дипломных проектов в университете и на филиале кафедры КПУП «Гомельводоканал»
На кафедре уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров системы высшего образования. Ежегодно на кафедре осуществляется руководство магистрантами по очной и заочной форме обучения.
В 2015 году открыта специальность 1-43 01 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» (специализация 1-43 01 06 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент на транспорте»).
Кафедра принимает активное участие в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды.
Помимо образовательного процесса большое внимание уделяется всестороннему развитию личности. С этой целью организуется посещение различных культурных мероприятий, памятных мест Гомеля и Республики Беларусь.
Экскурсия на Аллею Героев в Студенческий сквер по улице Советской и посещение III Национального форума "Музеи Беларуси"
Стало хорошей традицией ежегодное проведение совместно с областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды экологических акций по охране окружающей среды, в рамках которых студентами-волонтерами очищены береговые территории реки Сож в местах отдыха, что, несомненно, способствует формированию у студентов любви к родному краю, бережному отношению к природе и ее ресурсам.
Кафедрой ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чернобыль - наша боль».
Участники конференции «Чернобыль – наша боль»
Работа кафедры развивается в соответствии с требованиями научно-технического прогресса дорожной отрасли. Важнейшие научные исследования кафедры связаны с разработкой компьютерных инновационных технологий в области проектирования и реконструкции железных дорог: их электрификации и проектирования вторых путей на однопутных участках Белорусской железной дороги, введение скоростного движения пассажирских поездов; с созданием цифровых карт железнодорожных узлов и рельефа местности для дальнейшего проектирования и реконструкции дорог; с изыскательскими работами по обследованию несущей способности зданий и сооружений Гомеля и Гомельского региона.
Наряду с ними особую значимость приобретают исследования, связанные с разработкой методов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие дорожной сети.
Основными направлениями научной деятельности преподавателей кафедры являются:
Дальнейшую свою научную работу кафедра видит в продолжении и совершенствовании приведенных выше инновационных методов и технологий проектирования новых и реконструкции существующих железных и автомобильных дорог, а также:
Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».
Кафедра «Геодезия» была создана в 1953 году. Первым ее заведующим был ректор университета, к.т.н., доцент Петрукович А.А. С 1954 года кафедру возглавляли: профессора Лебедев С.М. (1954 – 1962 гг.) и Купчинов И.И. (1960 – 1977 гг.), доценты Иванова М.М. (1977 – 1987 гг.) и Атрошко Е.К. (1987 – 1991 гг.). Практически с момента основания на кафедре работали доцент Процко Д.В., старший преподаватель Виленский В.Р., ассистенты Абушенко Н.В., Аксамитов П.Г., Корпачев Л.А., Левин Н.М. В период с 1992 по 2006 годы кафедра «Геодезия» входила в состав кафедр «Инженерная геология, основания и фундаменты», «Станции и узлы», «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».
Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог» образована в 1954 году. Первым заведующим кафедрой был доцент Зайцев П.Ф., который возглавлял ее до 1973 года. В последующие годы кафедрой руководили доценты Акимов В.И. (1973 – 1975 гг.), Шульпенков В.М. (1975 – 1984 гг.), Вербило В.А. (1984 – 1985 гг.), Довгелюк Н.В. (1985 – 1987 гг.). По стабильности преподавательского состава кафедра занимала ведущее место в вузе. С момента ее основания на кафедре, кроме названых выше, работали доценты Раскин А.М., Ахраменко Г.В., старший преподаватель Зайцева Т.Н. В 1987 году в состав кафедры вошли несколько преподавателей кафедры «Строительное производство» (доценты Нехорошев Ю.П., Томберг К.И., старший преподаватель Лапицкий А.А., ассистент Кныш В.П.) и кафедра стала называться «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». Эту кафедру с января 1987 года до ноября 1994 года возглавляла доцент Довгелюк Н.В. В ноябре 1994 года кафедра была объединена с кафедрой «Станции и узлы» и на их базе образована кафедра «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», которую возглавляли профессор Негрей В.Я. (1994 – 1997 гг.), доценты Вербило В.А. (1997 – 1998 гг.), Подкопаев В.А. (1998 – 2005 гг.), к.т.н. Пожидаев С.А. (2005 – 2006 гг.).
![]() |
![]() |
В июле 2006 года была образована самостоятельная кафедра «Изыскания и проектирование дорог» и ее заведующим был назначен доцент Вербило В.А. С сентября 2011 года заведующая кафедрой – доцент Довгелюк Н.В. В настоящее время на кафедре ведут учебную, научную и воспитательную работу: доценты Головнич А.К., Атрошко Е.К., Ахраменко Г.В., Вербило В.А., Довгелюк Н.В., старшие преподаватели Куновская Г.М., Марендич В.Б., Сырова Н.С., Ткачев А.А., ассистенты Дралова И.П., Кожедуб С.С., Руденко Т.А. и Темников Е.А. Техническую часть учебного процесса обеспечивают заведующая лабораторией Старовойтова О.Н. С 2006 года при кафедре открыта магистратура, а с 2007 года аспирантура под руководством д.т.н., доц. Головнича А.К.
![]() |
![]() |
Кафедра работает со студентами семи факультетов из десяти, имеющихся в университете, и выпускает инженеров по специальностям «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Для обеспечения учебного процесса кафедра имеет два специализированных кабинета и аудиторию, оснащенную персональными компьютерами. Теоретические знания, полученные на кафедре, закрепляются на учебной геодезической и производственной практиках, которые студенты проходят на учебном полигоне университета, в подразделениях Белорусской железной дороги, на предприятиях дорожно-строительной отрасли и в научно-исследовательских учреждениях Республики Беларусь. В целях повышения уровня учебно-методической работы кафедра использует в учебном процессе обучающие программы, деловые игры, тематические кинофильмы, диафильмы, слайды, практикует защиту дипломных проектов на производственных предприятиях.
Коллективом кафедры за время ее существования подготовлено более 500 печатных работ, в том числе научные статьи, тезисы докладов на научно-технических конференциях, курсы лекций, учебные, учебно-методические и справочные пособия. В разные годы участвовали в написании учебников и монографий д.т.н. Купчинов И.И., Лебедев С.М., Головнич А.К. и учебных пособий доценты Петрукович А.А., Вербило В.А., изданных в центральных издательствах Москвы и Минска. Доцент Довгелюк Н.В. является одним из разработчиком ныне действующих СНиП по проектированию железных дорог колеи 1520 мм Российской Федерации.
Серьезное внимание кафедра уделяла и уделяет научно-исследовательской работе студентов. Научные работы студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно занимали призовые места на республиканских конкурсах, а в 1988 году работа, выполненная под руководством доцентов Шульпенкова В.М., Довгелюк Н.В. и старшего преподавателя Зайцевой Т.Н. заняла первое место на всесоюзном конкурсе.
Большой вклад ученые кафедры внесли в разработку важнейших направлений развития транспорта и транспортной науки. Они принимали участие в разработке генеральных схем развития железнодорожных узлов Белоруссии на перспективу, основных принципов построения высокоскоростных железнодорожных магистралей, теории и практики проектирования трассы, плана и профиля новых и реконструируемых железных дорог, проектирования пересечений железных дорог с другими путями сообщения. Ими были выполнены исследования геодезических построений на транспорте, геодезического обеспечения проектов транспортных конструкций и производственных зданий, оптимизации геодезических методов определения осадок и деформаций железнодорожных и промышленных сооружений. В 2005 году ассистент Ткачев А.А. выполнял съемочные работы электронным тахеометром на строительстве Национальной библиотеки Республики Беларусь.
В последние годы под руководством д.т.н., доц. А.К. Головнича проводится большая работа по автоматизированному проектированию транспортных коммуникаций Беларуси.
Преподавателями кафедры постоянно ведется воспитательная работа среди студентов, в учебных аудиториях, на объектах практики, в факультетском общежитии. Пять преподавателей кафедры являются кураторами студенческих групп строительного факультета.