Предпосылкой создания кафедры явилась начатая с 1992 года подготовка специалистов по новой специальности в области транспорта и транспортной деятельности "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте". Для подготовки специалистов по инициативе ректора университета Ярошевича В.П. в 1998 году была создана кафедра "Общетранспортные проблемы" под руководством кандидата технических наук, доцента Чижонка В.Д. В целях повышения качества подготовки специалистов на базе ОАО "Автобусный парк № 1 г. Гомеля" и Гомельского объединенного автовокзала в 1998 году были открыты филиалы кафедры. Это дало возможность проведения лабораторных занятий, учебной и производственной практик, научно-исследовательских работ на данных предприятиях и максимального приближения учебного процесса к производству. Также в этом же году была оборудована лаборатория кафедры "Организация и безопасность дорожного движения". В 2003 году создан филиал кафедры на базе ОАО "Автобусный парк № 6", что позволило усовершенствовать процесс обучения студентов.
С 2004 года кафедру возглавляет доцент, кандидат технических наук Михальченко А.А. В это же время внедряется схема защиты дипломных проектов выпускниками на производстве в РУП "Гомельоблавтотранс". В 2014 году на базе кафедры "Общетранспортные проблемы" созданы две кафедры: "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" во главе с доцентом Михальченко А.А. и "Организация дорожного движения", возглавляемая доцентом Аземшей С.А.
В настоящее время кафедра продолжает развиваться, повышая современный уровень навыков и знаний учащихся, профессиональную подготовку преподавательского состава, осваивает инновационные методы преподавания, наращивает и совершенствует ценный опыт проведения научных исследований в области перевозок, активно проводит учебную и научно-исследовательскую работу, сотрудничает с ведущими вузами страны и зарубежья.
Кафедра «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте» образована в июле 2012 года. В настоящее время на кафедре работает 4 доцента, 5 старших преподавателей, 1 ассистент. Ведется преподавание 21 дисциплины. Открыта магистратура и докторантура.
За 12 лет работы кафедры издано 29 учебно-методических пособий и 14 учебных пособий с грифом Министерства образования РБ; разработан 21 учебно-методический комплекс по новым дисциплинам. При кафедре работает научно-исследовательская лаборатория «Комплексная эксплуатация видов транспорта», в которой выполняются научные исследования по важным проблемам развития транспортного комплекса РБ и студенческое технологическое бюро.
Кафедра осуществляет подготовку по специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте".
На кафедре ведется преподавание следующих дисциплин:
Кафедрой проводится постоянная работа по формированию системы корпоративных ценностей у студентов выпускного курса специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» на протяжении всего периода обучения. В процессе этой работы для всех студентов 3-5 курсов предусмотрен выезд на современные, стабильно работающие автотранспортные предприятия. Здесь студент встречает современные производственные помещения, оборудованные хорошими подсобными помещениями, а мудрый наставник – директор автопредприятия убедит молодого человека, чтобы тот не наступил в своей профессиональной жизни на «эти неприятные грабли снова». При этом студент имеет возможность сделать первые шаги производственной деятельности. Этот опыт интересен даже республиканскому телевидению.
Студент 4 курса проводит сборку двигателя автобуса
на лабораторных занятиях
Директор АП г. Речицы Ярец Е.И. проводит
практические занятия со студентами 3 курса УА
Студент выпускного курса видит свою корпоративную причастность именно к такому производству, где наряду с условиями труда высокого уровня также просматривается высокая заработная плата, хорошая социальная защищенность во всех отношениях. Во время таких выездов у студента имеется возможность общения с руководителями ОАО «Гомельоблавтотранс», а если повезет и Министерства транспорта и коммуникаций, с которыми можно оговорить свою будущую профессию, место работы, условия проживания и устройства семейной жизни.
Кафедрой практикуется публичная защита дипломных проектов на предприятиях Гомельоблавтотранса с привлечением ведущих специалистов по рассматриваемым в дипломных проектах проблемам. Это особенно важно, так как тема дипломного проекта выдается тем предприятием, на котором предстоит работать будущему специалисту. При этом, в процессе защиты можно решить важные производственные вопросы, которые подлежат внедрению. При защите дипломного проекта широко используются информационные технологии, которые могут существенно пригодиться будущему специалисту в производственном процессе. При такой форме проведения дипломного проектирования кафедрой достигнут важный результат – 100 % дипломных проектов рекомендуется к внедрению. Коллективом кафедры проводится постоянный поиск прогрессивных технологий выполнения перевозочного процесса современным подвижным составом.
Публичная защита дипломного проекта на предприятии
По результатам изучения профилирующих по специальности дисциплин выпускники сдают экзамен на производстве при вступлении в должность. Хорошие навыки обучения и высокий уровень компетентности выпускников позволяют им быстро занимать руководящие должности на автотранспортных предприятиях. Часть практических и лабораторных занятий кафедры проводятся на ее филиалах: Автобусном вокзале г. Гомеля и в Автопарке № 6, где студенты могут в реальном производстве изучить основные производственно-технологические процессы. В АП № 6 имеется хорошая учебная база по изучению работы диспетчерской службы эксплуатации, на которой проводится отработка практических занятий по подготовке будущих диспетчеров автотранспортных предприятий, формируются навыки работы с документацией служебного характера.
Студенты имеют доступ в цеха ремонта, где у них формируется более ясное мировоззрение о будущей профессиональной деятельности. К услугам кафедры предоставлены наиболее современные технологические линии ремонта и эксплуатационной подготовки подвижного состава в рейс. На реальном производственно-технологическом процессе выполняется более доскональное изучение работы автомобильных двигателей, что является более доступным для восприятия теоретических знаний, полученных в аудиториях БелГУТа.
Дополнительно можно попробовать свои силы при изучении отдельных агрегатов силовой установки микроавтобуса. При этом проведение практических занятий в таком формате дает студентам хорошие навыки для реальной оценки размещения агрегатов в силовой установке подвижного состава. Проведение практических и лабораторных занятий на реальном производстве обеспечивает более качественную подготовку специалистов и их востребованность для реального производства, что гарантирует их будущее трудоустройство.
Технологическая линия подготовки автобусов в рейс
и их диагностики на филиале кафедры
Студентки УА-41 на изучении двигателя микроавтобуса
на филиале кафедры
Учебным процессом кафедры предусмотрено проведение занятий по 37 дисциплинам. При их изучении студенты осваивают следующие навыки: автомобильные перевозки грузов в международном и городском сообщении; ведение внешнеэкономической деятельности; перевозки опасных грузов в международном сообщении; изучают конструктивные и эксплуатационные материалы и прикладную гидравлику; обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок; транспортные средства для международных автомобильных перевозок и их эксплуатационные качества и др. Сегодня автотранспортные предприятия области оснащены современным подвижным составом, предназначенным для международных перевозок грузов. Предприятия оказывают помощь кафедре по проведению практических занятий на данном подвижном составе: техническая эксплуатация, обслуживание, профилактика крупноагрегатных узлов и элементов подвижного состава.
Автомобиль для перевозки опасных грузов,
предложен для изучения на лабораторных занятиях
на филиале кафедры
втопоезд для международных перевозок грузов,
представленный студентам при проведении
практических занятий в АП г. Светлогорска
Кафедра уделяет большое внимание воспитательной и идеологической работе со студентами и совместно с руководителями автотранспортных предприятий ОАО «Гомельоблавтотранс» при непосредственном участии генерального директора осуществляет выезды на места боевой славы Республики Беларусь и мемориальные комплексы, имеющие важное значение для патриотического воспитания молодежи.
![]() |
![]() |
Студенты и преподаватели кафедры при посещении «Линии Сталина»
В 2010 году на базе кафедры «Общетранспортные проблемы» была открыта специальность 1-44 01 02 «Организация дорожного движения». В связи с возрастающей популярностью данной специальности возникла необходимость создания специализированной кафедры.
Кафедра «Организация дорожного движения» создана в 2012 году, входит в состав факультета «Управление процессами перевозок» и относится к выпускающим кафедрам. На кафедре ведется подготовка специалистов по вышеназванной специальности, а также по специальности 1-44 01 01 «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».
В 2010 году на базе кафедры «Общетранспортные проблемы» была открыта специальность 1-44 01 02 «Организация дорожного движения». В связи с возрастающей популярностью данной специальности возникла необходимость создания специализированной кафедры.
Кафедра «Организация дорожного движения» создана в 2012 году, входит в состав факультета «Управление процессами перевозок» и относится к выпускающим кафедрам. На кафедре ведется подготовка специалистов по вышеназванной специальности, а также по специальности 1-44 01 01 «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».
Цель работы кафедры: качественная подготовка инженеров-инспекторов специальности 1-44 01 02 «Организация дорожного движения» для транспортного комплекса Республики Беларусь, а также специалистов второй ступени высшего образования аналогичного профиля.
Основные задачи: планирование, организация и осуществление учебной, методической, воспитательной работы, текущего и итогового контроля обучения студентов в соответствии с учебными планами и программами; подготовка высококвалифицированных специалистов, обучение магистрантов, аспирантов, повышение квалификации практических работников и профессорско-преподавательского состава; осуществление научно-исследовательской работы в рамках госбюджетных и хоздоговорных тем; планирование и проведение научных конференций, внедрение результатов научно-исследовательской работы.
Сейчас на кафедре работает 9 преподавателей, в том числе: к.т.н., доцент – 2 человек, доцент - 1 человек, ст. преподаватель – 3 человека, ассистент – 3 человека. К образовательному процессу привлекаются опытные специалисты-практики, сотрудники профильных организаций и предприятий, а также ведущие работники транспортных предприятий. Штат учебно-вспомогательного персонала составляет 2 человека.
У кафедры тесные контакты с профильными организациями: УГАИ Гомельского облисполкома, предприятиями Белавтодора, жилищно-коммунального хозяйства, страховыми компаниями, автомобильными перевозчиками и др.
Учебный процесс на кафедре поставлен так, чтобы выпускник был не только профессионалом в своем деле, но и, прежде всего, интеллигентным человеком, инженером, умеющим работать в современных технико-экономических условиях в широком спектре деятельности.
За кафедрой закреплено 28 специальных дисциплин. Большинство из них обеспечены необходимой учебной и методической литературой.
Отличительной особенностью обучения студентов является курсовое и дипломное проектирование в реальных условиях городских транспортных узлов города Гомеля, что позволяет активно внедрять полученные результаты организации дорожного движения на улично-дорожной сети города.
Проводятся лабораторные и практические занятия на объектах производства, станциях технического обслуживания автомобилей, улично-дорожной сети города, УГАИ УВД Гомельского облисполкома
Кафедрой активно ведется индивидуальная работа со студентами. Начиная уже с первых курсов, выявляются наиболее увлеченные и перспективные юноши и девушки, которые привлекаются к научной работе.
Ежегодно проводится студенческий семинар по актуальным вопросам безопасности дорожного движения с участием руководства УГАИ УВД Гомельского облисполкома
Особое внимание кафедра уделяет вопросам организации и проведения производственных практик. Студенты проходят практику в УГАИ Гомельского облисполкома, предприятиях автотранспорта, Белавтодора, ЖКХ, логистических и страховых компаниях.
В марте 2014 года открыт филиал кафедры «Организация дорожного движения» в УГАИ УВД Гомельского облисполкома, где проводятся занятия по дисциплине «Служба Госавтоинспекции», организационно-техническая и преддипломная практики, защита дипломных проектов.
Начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома
И.А. Макушенко заслушивает дипломный проект
Студентка Л.А. Клепча докладывает о результатах
дипломного проектирования
В октябре 2014 года и сентябре 2015 г. старший преподаватель кафедры «ОДД» Лапский Сергей Леонидович возглавил Судейскую коллегию городского конкурса «Лучшая автошкола г. Москвы», принял участие в церемонии награждения победителей конкурса, которая проходила в г. Москве в Государственной Думе РФ.
В настоящее время реализуется Белорусско-Европейский проект «Be-safe», в рамках которого создается сеть безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. За время проекта предполагаются посещения преподавателями и магистрантами профильных вузов стран Европейского союза с целью обучения и ознакомления с передовой мировой практикой повышения безопасности дорожного движения.
Объекты профессиональной деятельности выпускников:
службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения; комбинаты и школы по подготовке водительского состава, образовательные учреждения по подготовке рабочих кадров, высшие и средние специальные образовательные учреждения.
Должности, которые могут занимать будущие выпускники:
государственный инспектор по безопасности дорожного движения; государственный инспектор по дорожному надзору; эксперт-автотехник; специалист транспортного отдела администрации области, района или города; специалист отдела транспортного контроля в Управлении государственного автодорожного надзора; начальник отдела безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия; специалист отдела по страхованию автомобильного транспорта; инженер; преподаватель; логист; диспетчер.
Учебные дисциплины кафедры:
На кафедре организация работы с творческой молодежью ведется поэтапно:
В марте 2016 года среди студентов IV курса был проведен конкурс курсовых работ «Проектирование основных элементов узловой участковой станции». В данном конкурсе рассмотрены курсовые работы студентов: С.С. Арабковича (УК-41), А.С. Игнаткова (УД-41), Е.В. Перенко (УД-42) и Е.В. Федченко (УД-42).
В курсовых работах оценивалось качество исполнения пояснительной записки, графического материала, индивидуального задания; полнота литературных источников; обоснованность расчетов и наличие выводов; соблюдение ЕСКД и изложение пояснительной записки, также учитывалась реальная тематика курсового проекта.
По результатам конкурса места распределились следующим образом:
I место – Перенко Е.В. (УД-42);
II место – Игнатков А.С. (УД-41) и Арабкович С.С. (УК-41);
III место – Федченко Е.В. (УД-42).
В 2015/16 учебном году при кафедре работает 5 научно-исследовательских кружков, в которых постоянно занимается около 10-15 студентов по расписанию и тематике, актуальной для производства (таблица 1).
Таблица 1 – Расписание работы студенческих научно-исследовательских кружков кафедры «Транспортные узлы» в 2015/16 учебном году
№ п/п |
Должность, Ф.И.О. научного руководителя |
Тематика кружка | Кол-во студентов | Неделя (под, над чертой) |
1 | Профессор В.Я. Негрей |
1. Вероятностная концепция тяговых расчетов. 2. Ресурсно- и энергосберегающие проектные и технологические решения. |
2 | Над чертой |
2 | Доцент С.А. Пожидаев | 1. Методы и модели прогнозирования транспортных потоков. 2. Энергоэффективные устройства и технические средства, конструкции основных элементов технического оснащения железнодорожных станций. |
3 | 1 и 3 суббота |
3 | Старший преподаватель Е.А. Филатов | 1. Оценка вероятностных параметров станционных технологических про- цессов и их влияния на безопасность и надежность работы сортировочных устройств. 2. Оценка пропускной и перерабаты-вающей способностей элементов ж.д. станций и узлов. |
4 | 1 и 3 суббота |
4 | Старший преподаватель Н.В. Кирик |
1. Энергоэффективные решения при проектировании (реконструкции) желез- нодорожных станций и узлов. 2. Методы расчета рациональных параметров структуры и технического оснащения основных элементов железнодорожных станций. |
4 | 1 и 3 суббота |
5 | Ассистент Г.В. Чиграй |
Тенденции и пути развития современных систем обеспечения безопасности транспортных процессов | 4 | 1 и 3 суббота |
По результатам работы научно-исследовательских кружков во втором семестре 2015/16 учебного года была проведена ежегодная 61-я студенческая научно-техническая конференция. Первый этап конференции прошел 12-14 апреля 2016 года, в котором приняли участие студенты III–IV курсов (УД, УК, УР). Студенты V–VI (УД, ЗД) курсов приняли участие в работе студенческой научно-практической конференции на втором этапе, проводившегося 17 и 19 мая 2016 года. Итоговые данные по работе секций конференции представлены в приведенной ниже таблице 2.
Таблица 2 – Основные показатели НИРС по кафедре в 2015-2016 учебном году
№ п/п |
Наименование секции | Кол. докл. по плану |
Кол. докл. факт. |
Число студ., подгот. докл. | Число научн. рук-ей докл. | Кол. засед. | Прис. на засед. | Реком. в печать |
Реком. на конкурс. |
Внедр. в уч. проц. |
Внед. в произв. |
1 | Проектирование инфраструктуры транспортных коммуникаций (Iэтап) | 18 | 19 | 30 | 6 | 2 | 32 | 1 | - | 19 | - |
2 | Инновационное развитие транспортного комплекса на основе интеллектуально-информационных систем (I этап) |
8 | 9 | 14 | 2 | 1 | 45 | - | - | 9 | - |
3 | Транспортные узлы (II этап) | 15 | 15 | 23 | 5 | 2 | 28 | - | 2 | - | 15 |
4 | Итого | 41 | 43 | 67 | 13 | 5 | 105 | 1 | 2 | 28 | 15 |
По итогам конференции результаты исследований студентов А.В. Урбан и А.В. Старченко (УД-31) «Прогнозирование развития железнодорожного транспорта с использованием кривых жизненного цикла» (научный руководитель к. т. н. С.А. Пожидаев) рекомендовано представить для опубликования в Сборнике студенческих научных работ БелГУТа, С.В. Короткевича (УД-52) и Ф.С. Шибанова (ЗД-61) рекомендовано представить на конкурс Белорусской железной дороги.
Студенческая научно-техническая конференция. С докладом выступает Шарендо Т.Е.
Студенческая научно-техническая конференция Участие в обсуждении докладов принимают к.т.н., доцент И.С. Дзюба, ст. преподаватель Е.А.Филатов.
Основные результаты исследований, опубликованные аспирантами, магистрантами в 2015/16 учебном году:
1. Шкурин К.М. (в соавторстве с к. т. н. Кейзером А.П.). Экономическая оценка графика движения поездов. / Статья в научно-практическом журнале «Вестник БелГУТа: Наука т транспорт, №1 (30). 2015.
2. Кирик С.В. Повышение безопасности и эффективности контейнерных перевозок. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.
3. Кирик С.В. Повышение эффективности контейнерных перевозок. / Материалы IV МНПК «Строительство и восстановление искусственных сооружений». Гомель, БелГУТ. – 2015.
4. Зенкевич А.А. Выбор продолжительности расчетного периода при проектировании железнодорожных станций и узлов. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.
5. Берговин А.И. Определение оптимального значения скорости движения грузовых поездов на участке Витебск–Заольша. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.
6. Голуб О.В. (в соавторстве с к. т. н. Пожидаевым С.А.). Разработка критериев оценки безопасности работы сортировочных устройств и качества их конструкции. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.
Активность научных руководителей и студентов является достаточно высокой в связи с практикуемой индивидуальностью тематики дипломного и курсового проектирования, главным образом, на старших курсах, и высоким процентом разработок с использованием реальных материалов и результатов НИР на кафедре.
Несмотря на то, что кафедра образована относительно недавно (1 августа 2006 года), она впитала в себя богатый опыт и традиции, полученные на разных исторических этапах развития, т.к. берет свое начало от кафедр «Станции, узлы и грузовая работа», затем «Станции и узлы» и, наконец, «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».
Кафедра «Станции и узлы» образована в 1956 году. В 1958 году она была переименована в кафедру «Станции, узлы и грузовая работа». Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Н.И. Тышкевич (до декабря 1958 г.), затем в течение 10 лет кафедрой руководил к.т.н., доцент Г.И. Михайлов, а с июля 1969 по декабрь 1992 года – д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР Н.В. Правдин. В декабре 1992 года заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор В.Я. Негрей (руководил до 1997 года). В это время кафедре возвращается прежнее название «Станции и узлы».
Заведующие кафедрой «Станции и узлы»
к.т.н. доцент
Н.И. Тышкевич
к.т.н. доцент
Г.И. Михайлов
д.т.н., профессор
Н.В. Правдин
д.т.н., профессор
В.Я. Негрей
До 1962–1963 учебного года на кафедре изучались дисциплины двух направлений: железнодорожные станции и узлы; управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте.
На кафедре в разные периоды времени вели учебную и научную работу профессора Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, М.Н. Луговцов, Г.А. Циркунов, доценты Н.И. Тышкевич, Г.М. Михайлов, Т.С. Банек, В.В. Скоробогатько, О.И. Пустоход, В.А. Подкопаев, В.А. Автушенко, Н.П. Берлин, И.С. Дзюба, И.А. Еловой, А.К. Головнич, И.П. Грунтова, старшие преподаватели М.С. Шульженко, Е.В. Малиновский, А.А. Кухарчик.
В 1969 г. при кафедре открыта аспирантура, в которой за время ее существования подготовлены 17 кандидатов технических наук и доктор технических наук В.Я. Негрей. Все они успешно работают в нашем вузе и на производстве.
Кафедрой проделана большая работа по обеспечению учебного процесса. Издано в центральных издательствах 15 учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта. В подготовке и написании книг принимали участие профессора Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, М.Н. Луговцов, доценты Т.С. Банек, В.А. Подкопаев, В.А. Вербило и др.
В 1976 г. впервые по курсу «Железнодорожные станции и узлы» под руководством профессора Н.В. Правдина разработано и издано, а в 1984 г. переиздано в издательстве «Транспорт» учебное пособие «Железнодорожные станции и узлы (задачи, примеры, расчеты)», получившее широкое признание среди студентов и преподавателей вузов железнодорожного транспорта.
В 1980 г. авторским коллективом (профессора Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, доцент В.А. Подкопаев) издана книга «Взаимодействие различных видов транспорта (примеры, расчеты)» для инженерно-технических работников транспорта, которая нашла применение в учебном процессе многих транспортных вузов страны.
С 1976 по 1987 гг. профессором В.Я. Негреем разработана теория прогнозирования транспортных потоков, основные положения которой изложены в монографиях «Прогнозирование пассажирских потоков» (1976 г.) и «Прогнозирование грузовых потоков» (1987 г.).
Кафедра стала одним из центров транспортной науки страны. В 1971 г. при кафедре была создана «Научно-исследовательская лаборатория станций, узлов и механизации погрузочно-разгрузочных работ» (НИЛСУМ), руководил которой профессор Н.В. Правдин. Это была база подготовки научных кадров. Под руководством профессора Н.В. Правдина и доцента Т.С. Банек лабораторией за время ее существования были выполнены крупные научно-исследовательские темы по разработке генеральных схем развития Калужского, Гомельского, Минского, Брестского, Оршанского, Витебского, Гродненского и Могилевского железнодорожных узлов. Многие проектные предложения и рекомендации были приняты Белорусской железной дорогой к внедрению.
В 1994 году кафедры «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» и «Станции и узлы» были объединены в кафедру «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций». До 1997 г. кафедру возглавлял д.т.н., профессор Негрей В.Я., в 1997–1998 гг. – к.т.н. доцент Вербило В.А., в 1998–2004 гг. – к.т.н., доцент Подкопаев В.А. и с 2004–2006 гг. – ст. преподаватель, к.т.н. Пожидаев С.А.
Заведующие кафедрой «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций»
д.т.н., профессор
В.Я. Негрей
к.т.н. доцент
Вербило В.А.
к.т.н., доцент
Подкопаев В.А.
к.т.н., доцент
Пожидаев С.А
1 августа 2006 года была образована кафедра «Транспортные узлы», руководство которой было возложено на доцента, к.т.н. Пожидаева С.А.
С сентября 2016 г. кафедру возглавляет и обеспечивает ее дальнейшее развитие исходя из задач, возлагаемых на него руководством университета, д.т.н., доцент Александр Константинович Головнич.
Кафедра «Управление грузовой и коммерческой работой» выделена из кафедры «Станции, узлы и грузовая работа» в июне 1992 года в составе к.т.н., доцента Елового И.А. (зав. кафедрой), д.т.н., профессора Циркунова Г.А., к.т.н., доцентов Берлина Н.П., Негрей Н.П., Дзюбы И.С., к.т.н., ст. преподавателя Грунтовой И.П., ассистентов Малиновского Е.В. и Кухарчика А.А.
До 1956 г. дисциплины по грузовой и коммерческой работе преподавались на кафедре «Организация движения поездов», а с сентября 1956 г. – на кафедре «Станции и узлы», которая с июня 1959 г. стала называться «Станции, узлы и грузовая работа». В состав кафедры входили к.т.н., доценты Банек Т.С., Михайлов Г.И., Правдин Н.В., Циркунов Г.А. и ст. преподаватель Шульженко М.С. Занятия по дисциплинам грузовой и коммерческой работы проводили: «Организация грузовой и коммерческой работы» – доцент Михайлов Г.И. и ст. преподаватель Шульженко М.С., «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ», «Хладотранспорт», «Холодильное оборудование вагонов и кондиционирование воздуха» – доцент Циркунов Г.А. и ст. преподаватель Шульженко М.С. Для обеспечения проведения учебных занятий привлекались специалисты транспорта, которые успешно сочетали производственную деятельность с научной и учебной работой – Живов Л.Г., Миропольский И.А., Солоневич В.Г. и Хаймович М.В.
Начиная с 1957 года, под руководством к.т.н., доцента Циркунова Г. А. были созданы три учебные лаборатории по дисциплинам: «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ», «Холодильный транспорт», «Холодильная технология скоропортящихся грузов». В становление и организацию работы этих лабораторий большой вклад внесли техник-механик Драгунов Б.Н., зав. лабораторией Балако Г.Н. и др. Для обеспечения учебного процесса по указанным дисциплинам к.т.н., доцентом Циркуновым Г.А. был разработан и издан комплект методических пособий по проведению лабораторных и расчетных работ, курсовому и дипломному проектированию. К.т.н., доцентом Михайловым Г.И. был создан кабинет грузовой и коммерческой работы.
На кафедре «Станции, узлы и грузовая работа» функционировала научно-исследовательская лаборатория «Станции, узлы и механизация погрузочно-разгрузочных работ» (НИЛ СУМ) под руководством д.т.н., профессора, заслуженного деятеля науки и техники БССР Правдина Н.В. Сектором грузовой и коммерческой работы, где работали научные сотрудники Автушенко В.А., Агранат Л.А., Берлина А.В., Бушев В.Т., Клихновская Е.И., Курочкин П.А., Курзина Н.А., Луговцов М.Н., Макеева О.С. и др., руководил к.т.н., доцент Циркунов Г.А. Результатами исследований были "Типовой технологический процесс работы пограничных станций", утвержденный Министерством путей сообщения СССР; Единые технологические процессы работы станций железных дорог и подъездных путей промышленных предприятий Белорусской и Российских железных дорог и др.
Для обеспечения учебной литературой всего комплекса дисциплин по грузовой и коммерческой работе в этот период выходят многочисленные учебные пособия и методические указания, изданные через РИО БелИИЖТа и другие издательства.
В связи с открытием в сентябре 1980 года новой специализации по грузовой и коммерческой работе и введением дисциплин "Контейнерная транспортная система и транспортно-экспедиционные операции", "Грузоведение, сохранность и крепление грузов", "Основы транспортного права" был подготовлен комплекс учебно-методических пособий: "Организация работы контейнерного пункта и транспортно-экспедиционное обслуживание" (Еловой И.А., Михайлов Г.И., Берлин Н.П.), "Правовые вопросы планирования перевозок грузов на железнодорожном транспорте" (Еловой И.А., Казаченко М.С.), "Оформление несохранных перевозок грузов на железнодорожном транспорте" (Еловой И.А., Шерман А.Я., Дорохович Т.Н., Акулич О.Н.), "Права, обязанности, ответственность сторон по договору перевозки грузов" (Еловой И.А., Казаченко М.С.) и др.
В 1992 г. из состава кафедры «Станции, узлы и грузовая работа» выделена кафедра "Управление грузовой и коммерческой работой" в самостоятельное подразделение университета, и открыто обучение студентов по новым специализациям "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте", "Организация перевозок и управление на речном транспорте" и "Коммерческая деятельность на транспорте".
В период с 1992 по 2003 годы коллективом кафедры (профессором Циркуновым Г.А., доцентами Еловым И.А., Негрей Н.П., Берлиным Н.П., Дзюбой И.С., старшими преподавателями Малиновским Е.В., Кухарчиком А.А., ассистентами Зайчиком В.С., Колосом М.М.) были подготовлены и введены в учебный процесс новые курсы: "Коммерческая эксплуатация на железнодорожном транспорте", "Внешнеторговые перевозки грузов", "Коммерческая логистика", "Технология и организация перегрузочных работ в речных портах", "Механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте", "Управление грузовой и коммерческой работой на речном транспорте", "Размещение и крепление грузов в судах речного транспорта", "Применение принципов маркетинга на автотранспорте", "Организация и условия перевозки скоропортящихся грузов на автомобильном транспорте", "Перевозка опасных грузов на железнодорожном транспорте", "Технологические основы доставки грузов", "Коммерческие операции при доставке грузов", "АСУ грузовыми и коммерческими операциями", "Портовое перегрузочное оборудование", "Перевозка грузов на особых условиях", "Транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов", "Коммерческая география", "Транспортный маркетинг", "Транспортный менеджмент" и др.
Переход к рыночным отношениям потребовал новых подходов и способов обучения студентов факультетов "Управление процессами перевозок" и гуманитарно-экономического. С этой целью кафедрой был подготовлен комплекс научно-методической литературы: учебные пособия "Расчет затрат и обоснование тарифных ставок на перевозку грузов" (Еловой И.А.), "Расчет и обоснование граничных фрахтовых ставок за перевозку грузов на транспорте" (Еловой И.А., Гизатуллина В.Г., Зайчик В.С.), учебно-методическое пособие "Коммерческая география" (Еловой И.А., Кухарчик А.А.) и др. Доцентом Негрей Н.П. подготовлены и изданы "Практикум по управлению грузовой и коммерческой работой на речном транспорте", методические указания по выполнению курсовой работы "Коммерческие операции в портах при перевозке грузов водным транспортом" и др.
Научная деятельность в области грузовой и коммерческой работы осуществлялась на протяжении существования института, а впоследствии и университета. Научные направления исследований до 1992 г. были связаны с выполнением работ по заказам МПС и железных дорог: разработка типовых технологических процессов пограничных перегрузочных станций, единых технологических процессов взаимодействия станций и подъездных путей, схем крепления грузов на подвижном составе, устройств для захвата контейнеров.
Доктором технических наук, профессором Циркуновым Г.А. внесен большой вклад в разработку хоздоговорных тем и фундаментальных исследований. За период производственной и научно-педагогической деятельности им выполнено большое количество научно-исследовательских работ, по результатам которых был издан ряд монографий и учебно-методических пособий.
В марте 1998 г. в составе НИИЖТа создана научно-исследовательская лаборатория «Грузовая, коммерческая работа и тарифы» (НИЛ «ГКРТ»). Научным руководителем назначен Еловой И.А., заведующим лабораторией – Петрачков С.А .В составе научных творческих коллективов в НИЛ «ГКРТ» работают к.т.н., доценты Колос М.М. Кекиш Н.А., ст. преподаватель Малиновский Е.В., научные сотрудники Осипенко Л.В., Потылкин Е.Н. и др.
Кафедра относится к выпускающим кафедрам факультета «Управление процессами перевозок» БелГУТа и осуществляет подготовку специалистов по специальностям:
Основные задачи кафедры:
В настоящее время учебную, научную, идеологическую и воспитательную работу ведут 6 преподавателей, в том числе: д.т.н, профессор – 1 человек, д.т.н, доцент – 1 человек, к.т.н, доцент – 1 человек, старшие преподаватели – 3 человека. Штат учебно-вспомогательного персонала составляет 3 человека.
Коллектив кафедры «Транспортные узлы»
В настоящее время на кафедре работает 5 штатных преподавателей: д.э.н., профессор Еловой И.А., к.т.н., доцент Колос М.М., старшие преподаватели Малиновский Е.В., Скумина М.А., ассистент Пищик В.Г. Штат учебно-вспомогательного персонала составляет 2 человека: инженер Настаченко Е.В., лаборант 1 категории Халамова Е.В.
Кафедра «Управление грузовой и коммерческой работой» является выпускающей – осуществляет подготовку инженеров по специальностям:
С 2023 года приема
Магистратура
До 2023 года приема
Подготовку кадров высшей квалификации через магистратуру и аспирантуру ведут профессор, доктор экономических наук Еловой И.А.; доценты, кандидаты технических наук Кекиш Н.А., Колос М.М.
Профессорско-преподавательский состав кафедры постоянно проводит занятия в Институте повышения квалификации работников транспортного комплекса Республики Беларусь. Основная тематика занятий со слушателями ИПК связана с прогрессивными технологиями грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте, тарифами и тарифной политикой, обеспечением сохранности грузов и безопасностью движения, изучением нормативно-правовой документации, транспортной логистикой и маркетингом. Ежегодно повышают квалификацию по данному профилю десятки специалистов и руководителей станций, отделов службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности.
Кафедра поддерживает тесные связи с профильными вузами стран СНГ (Московский, Санкт-Петербургский и другие университеты путей сообщения), Республики Беларусь (БНТУ, БГУ, БГЭУ и др.), а также научно-исследовательскими институтами: Экономики НАН и Минэкономики Беларуси, БелНИИТ «Транстехника», ОАО ВНИИЖТом и др.
В учебном процессе кафедра тесно сотрудничает с инженерно-техническими работниками Белорусской железной дороги.
Хорошо поставлена на кафедре научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Студенты участвуют в работе ежегодных студенческих научных конференций, на которых они выступают с докладами, подготовленными под руководством преподавателей кафедры. В рамках студенческого научного кружка «Организация грузовой и коммерческой работы в современных условиях» выделены следующие тематики: международная логистика, организация грузовой и коммерческой работы в современных условиях, правовое регулирование перевозок на железнодорожном транспорте и транспортно-экспедиционное обслуживание при доставке грузов.
С 1987 года официально организован и эффективно функционирует филиал кафедры ТЭРДУП «Гомельжелдортранс», а в 2022 году организован новый филиал кафедры «Гомельский филиал РТЭУП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги», где студенты имеют возможность ознакомиться на практике с техническим оснащением и технологией работы, выполняют ряд лабораторных и практических занятий. На объектах железнодорожного транспорта студенты проходят все виды практик.
В настоящее время при кафедре существует НИЛ «Управление перевозочным процессом», которая активно занимается проблемами Белорусской железной дороги. На постоянной основе в НИЛ УПП работают н. с. Козлов В. Г., м. н. с. Бик-Мухаметова О. И., вед. инж. Страдомский М. Ю.
Основные научные темы НИЛ УПП, выполненные по заказу Белорусской железной дороги, в последние годы связаны с разработкой технологии работы центра управления перевозками (ЦУП) типовых технологических процессов работы сортировочной, участковой и грузовой станции; их практической адаптацией в технологических процессах работы станций Минск-Сортировочный, Калий, Осиповичи, Орша, Молодечно, Могилев и др.; созданием автоматизированной системы технического нормирования и многофакторного анализа эксплуатационной работы железной дороги; разработкой системы регулирования парка порожних вагонов на полигоне железной дороги; обоснованием и разработкой новых логистических технологий перевозки грузов на полигоне дороги; формированием нормативной отраслевой базы Белорусской железной дороги.
За последние 15 лет НИЛ УПП выполнено более 140 научно-исследовательских и практических работ, результаты которых были внедрены в деятельность предприятий и на рабочих местах Белорусской железной дороги.