Кафедра «Материаловедение и технология материалов» является выпускающей – осуществляет подготовку и выпускает инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».
За время работы на кафедре были успешно защищены: 1 докторская, 11 кандидатских диссертаций.
Учебная работа на кафедре «М и ТМ» осуществляется в пяти лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая).
Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.
В учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.
По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.
С целью улучшения организации учебного процесса и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла в 1992 году был создан филиал кафедры в Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических занятий приглашаются ведущие специалисты ИММС НАНБ.
На протяжении всего существования кафедры велась активная издательская работа; сотрудниками кафедры изданы 4 монографии, 2 учебника, 3 учебных пособия.
Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.
На кафедре проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров.
При кафедре работает магистратура и аспирантура. За время работы 11 выпускников кафедры защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Научно-исследовательская работа коллектива кафедры ведется по трем основным направлениям:
Научная школа «Трибофатика» профессора Сосновского Л.А.
Специалисты кафедры при выполнении научно-исследовательских работ активно взаимодействуют с отраслевой научно-исследовательской лабораторией «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава», научно-исследовательской лабораторией «Системы электроснабжения транспорта», ООО «НПО ТРИБОФАТИКА», научно-исследовательской лабораторией пути, испытательным центром железнодорожного транспорта «СЕКО».
По научному направлению совершенствования конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов проводятся следующие работы:
По научному направлению надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта проводятся следующие работы:
В рамках научного направления теоретических и экспериментальных исследований динамики и прочности механических систем проводятся следующие работы:
Кафедра «Локомотивы» начинает свою историю с 1956 года под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». В 1958 году, после разделения специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» кафедра стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 года – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт», в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 году кафедра «Тяговый подвижной состав» была разделена на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».
Первым заведующим кафедрой «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава» был назначен к.т.н., доцент Виктор Николаевич Казаков, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».
В сентябре 1957 года кафедру «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава», а с января 1958 кафедру «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» возглавлял дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Владимир Антонович Гутковский.
С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, д.т.н., профессор Николай Александрович Сохачевский. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами кафедры Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками, Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В.
Под руководством Сохачевского Н.А. создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием. В настоящее время лаборатория носит его имя – «Силовые установки и энергетическое оборудование тепловозов им. профессора Сохачевского Н.А.».
С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Александр Иванович Филимонов – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.
С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею, крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов д.т.н., профессор Павел Константинович Крюгер. Под его руководством окончили аспирантуру В.В. Шидловский, Е.В. Секерин и В.М. Лазеев.
Под руководством к.т.н., доцента Догина Моисея Ефимовича, работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование износа и надежности пескоподающих установок локомотивного хозяйства».
С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов к.т.н., доцент Анатолий Михайлович Костромин. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации
Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А. и Френкель С.Я.
В 1988 году коллектив авторов в составе: Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я и др. за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» БелИИЖТ награждены дипломом ВДНХ СССР.
С 1979 по 1986 гг. кафедру возглавлял д.т.н., доцент Растам Каримович
Гизатуллин – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований профессора кафедры
Гизатуллина Р.К. до сих пор успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.
С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелИИЖТа-БелГУТа. Так, с 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Вячеслав Михайлович Овчинников. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом.
С 1993 по сентябрь 1994 года кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», с сентября 1994 по июль 1999 года кафедру «Тяговый подвижной состав», а с июля 1999 по 2001 год кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели» возглавлял к.т.н., доцент Сергей Иванович Сухопаров. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Под руководством к.т.н., доцента Сухопарова С.И. создана лаборатория «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и лаборатория «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы».
В 1999 году произошло разделение кафедры «Тяговый подвижной состав» на кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».
С 1999 по 2016 гг. кафедрой «Электрический подвижной состав» бессменно руководил к.т.н., доцент Могила Владимир Степанович. Под его руководством начиалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по направлению специальности «Тяговый состав железнодорожного транспорта (электрический транспорт и метрополитен)» и инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение железных дорог». Продолжалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по специальности «Городской электрический транспорт». В становлении кафедры принимали участие к.т.н., доценты Рафаловский В.В. и Ергучев Л.А. В 2007 году на кафедре «Электрический подвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта», руководителем которой был к.т.н., доцент Евдасев И.С., научным руководителем – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являлись: разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.
С 2001 по 2011 гг. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» руководил к.т.н., доцент Френкель Семён Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был разработан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а также совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». В этот период на кафедре создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У, а также интенсивно велись научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертационные исследования на соискание научной степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.
С 2011 года кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели», а с 2016 по 2017 гг. кафедру «Локомотивы» возглавлял к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Под его руководством в 2013 года разработан образовательный стандарт второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)».
С 2017 по 2019 гг. кафедрой «Локомотивы» руководил д.т.н., доцент Путято Артур Владимирович. Под его руководством созданы учебные лаборатории «Контактные сети железных дорог», «Электроснабжение железных дорог» и «Теория машин и механизмов», которая впоследствии была передана на кафедру «Техническая физика и теоретическая механика», также было произведено дооснащение лаборатории «Механика материалов». В этот период организован филиал кафедры в Гомельской дистанции электроснабжения РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
С 2019 года и по настоящее время кафедрой руководит к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич.
На кафедре в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой ведутся научно-исследовательские работы:
- совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тягового подвижного состава;
- нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов; динамики и прочности железнодорожного подвижного состава;
- стандартизация технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава;
- расчет режимов совместной работы рельсового электрического транспорта и систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока;
- снижение потерь электрической энергии в тяговой сети и улучшению качества электрической энергии в точках общего присоединения;
- механика материалов и конструкций, движущихся и деформируемых систем;
- механика износоусталостного повреждения и разрушения трибофатических систем и др.
Преподаватели кафедры активно участвуют в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа. Проводят учебные занятия с руководящими работниками и специалистами служб Управления, организаций, обособленных структурных подразделений Белорусской железной дороги.
На кафедре создана и успешно функционирует система организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС как часть образовательного процесса кафедры реализуется за счет того, что профессорско-преподавательский состав использует в рамках образовательного процесса и работы студенческих научных кружков технологии, способствующие развитию исследовательских умений у обучающихся. Итоги и результаты полученных научных исследований освещаются студентами не только в рамках студенческих научных кружков, но и в ходе работы студенческих научно-технических конференций.
Студенты кафедры ежегодно под руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, предметных олимпиадах университетского, городского, республиканского и международного уровней, конкурсах «Транспорт будущего», стартап-проектах по альтернативной энергетике, а также в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и др. Студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно получали дипломы первой категории на республиканских конкурсах.
Студентам кафедры предоставляется возможность обучения на военно-транспортном факультете по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, а также приобретения второй специальности (квалификации) на базе высшего образования в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.
Особое внимание как в учебное, так и внеучебное время на кафедре уделяется идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, а также воспитанию информационной культуры обучающихся. Так, сотрудники и студенты кафедры участвуют в памятных акциях, приуроченных ко Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Победы в Великой Отечественной войне и т.д.
Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, оборудования электрических подстанций и сетей с применением современных методов и средств повышения надежности, долговечности и экономичности железнодорожного транспорта.
Выпускники кафедры занимают руководящие должности в структурных подразделениях университета, Белорусской железной дороги, на промышленных предприятиях, а также в проектных и конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях и проектных организациях Республики Беларусь.
Заведующие кафедрой "Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава"
Казаков В.Н. (1956 – 1957 гг.) |
![]() |
Гутковский В.А. (1957 – 1958 гг.) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Эксплуатация и ремонт подвижного состава"
Гутковский В.А. (1958 – 1960 гг.) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Подвижной состав и тяговое хозяйство"
Гутковский В.А. (1960 – 1961 гг.) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Локомотивы и локомотивное хозяйство"
Сохачевский Н.А. (1961 – 1964 гг.) |
![]() |
Филимонов А.И. (1964 – 1966 гг.) |
![]() |
Крюгер П.К. (1966 – 1973 гг.) |
![]() |
Костромин А.М. (1973 – 1979 гг. и 1986 – 1988) |
![]() |
Гизатуллин Р.К. (1979 – 1986 гг. ) |
![]() |
Овчинников В.М. (1988 – 1993 гг. ) |
![]() |
Сухопаров С.И. (1993 – 1994 гг. ) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Тяговый подвижной состав"
Сухопаров С.И. (1993 – 1994 гг. ) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Тепловозы и тепловые двигатели"
Сухопаров С.И. (1999 – 2001гг. ) |
![]() |
Френкель С.Я. (2001 – 2011 гг. ) |
![]() |
Скрежендевский В.В. (2011 – 2016 гг. ) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Электрический подвижной состав"
Могила В.С. (1999 – 2016гг. ) |
![]() |
Заведующие кафедрой "Локомотивы"
Скрежендевский В.В. (2016 – 2017 гг. ) |
![]() |
Путято А.В. (2017 – 2019 гг. ) |
|
Френкель С.Я. ( с 2019 года и по настоящее время) |
![]() |
В настоящее время на кафедре осуществляется подготовка бакалавриатов по следующим специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».
С 2023/2024 учебного года на кафедре осуществляется подготовка на уровне бакалавриата по двум специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:
Срок обучения – 4 года. Степень – бакалавр. Квалификация – инженер
Кроме того, на кафедре осуществляется обучение студентов по программе магистратуры по специальности 7-06-0715-01 «Транспорт», непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника», ориентированным на научно-исследовательскую деятельность, и включающим углубленное изучение в сфере транспорта. Также на кафедре осуществляется подготовка аспирантов по специальности 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация».
Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» (ТТМиО) образована 1 февраля 2020 года путем объединения кафедр «Детали машин, путевые и строительные машины» (ДМ, ПиСМ) и «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) согласно приказу ректора №1270 от 18 декабря 2019 года.
Кафедра «Детали машин, путевые и строительные машины» начала свою историю с 1954 года. Одним из ее организаторов был В.А. Белый, впоследствии академик Академии наук Беларуси.
На различных этапах становления и развития БелИИЖТа (БелГУТа) кафедру возглавляли известные педагоги и ученые: доктор физико-математических наук, профессор В.И. Довнорович; кандидаты технических наук, доценты В.А. Орлов, А.Н. Дубко, В.Г. Савельев, Ю.В. Богородский, Д.Д. Беньковский, В.М. Горский; доктор технических наук, профессор С.В. Щербаков.
С 1994 года после реорганизации кафедру возглавлял д.т.н., профессор В.А. Довгяло.
Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ) образована 17 июня 1992 года в связи с открытием в БелГУТе в 1992/93 учебном году новой специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов».
Согласно приказу ректора № 423 с июля 1992 г. кафедры «Теоретическая и прикладная механика» и «Теория механизмов, детали машин и технология металлов» преобразовали в кафедры «Теория механизмов, детали машин и прикладная механика», заведующий д.т.н., профессор С.В. Щербаков «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ), заведующий д.х.н., профессор А.В. Рогачев.
В состав кафедры МОиУМ вошли:
Кафедра «Технология металлов», организованная в период становления БИИЖТа (1956-1964 г.г.). Ее возглавил к.т.н., доцент А.М. Макаренко, а в 1964-1976 г.г. – к.т.н., доцент А.П. Федин. В 1976-1986 г.г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.П. Васильев. С 1986 по июль 1992 г. кафедра существовала на базе кафедры «Теория механизмов, детали машин и технология металлов», состоящая из кафедр «Теория механизмов и детали машин» (март 1980-апрель 1986 г.г.) и «Технология металлов» (май 1969-апрель 1986 г.г.), «Теоретическая и прикладная механика (1985-1992 г.г.)». Эту кафедру возглавил к.т.н., доцент Ю.В. Богородский, затем д.х.н., профессор А.В. Рогачев.
Научно-исследовательской лабораторией «Физика поверхности и тонких пленок» (НИЛ ФПТП) с 1992 года руководил д.х.н., профессор А.В. Рогачев.
В 2001 г. кафедру возглавлял д. т. н., профессор Богданович Павел Николаевич, работавший до этого заведующим отделом Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» согласно решению Совета университета 20.12.2006 г. была переименована в кафедру «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) (приказ № 710-п от 21.12.2006 г.).
С 01.02.2020 и по 31.01.2021 заведующим кафедрой «Транспортно-технологические машины и оборудование» был д.т.н., профессор Владимир Александрович Довгяло. С 01.02.2021 по 31.01.2022 исполнять обязанности заведующего кафедрой стал к.т.н, доцент Моисеенко Владимир Леонидович.
С 01.02.2022 и по настоящий момент заведующим кафедрой «Транспортно-технологические машины и оборудование» является к.т.н., доцент Моисеенко Владимир Леонидович.
Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» является выпускающей и осуществляет подготовку и выпуск инженеров-механиков по специальности 1-37 02 03 «Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых, дорожно-строительных машин и оборудования» и инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».
Помимо упомянутых специальностей, с 2023 года кафедра начинает подготовку и выпуск инженеров и инженеров-механиков по специальностям, наиболее востребованным экономикой, 6-05-0715-07 «Эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов» и 6-05-0714-02 «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» соответственно.
Организовать полноценный учебный процесс помогают сотрудники из состава кафедры.
Основное направление деятельности коллектива кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов по эксплуатации, модернизации, техническому обслуживанию и ремонту погрузочно-разгрузочных, путевых и дорожно-строительных машин и материалов.
Учебная работа на кафедре «ТТМиО» осуществляется в шести лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения, дорожно-строительных машин) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая), в аудиториях филиала кафедры и других аудиториях.
Для проведения учебных занятий по основным дисциплинам кафедры преподаватели используют модели и макеты механизмов, стенды образцов деталей машин, изготовленных из металлических, полимерных и металлополимерных материалов, другие наглядные пособия и плакаты. Для демонстрации видеоматериалов и проведения презентаций используется современный мультимедийный комплекс. Также в учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.
Кроме того, кафедра имеет в своем составе следующие машины, размещенные на территории БелГУТа:
|
|
По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.
Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.
При всем этом проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров и инженеров-механиков.
Научно-педагогический потенциал преподавателей и лабораторно-техническая база кафедры позволяют на высоком уровне осуществлять обучение студентов в соответствии с современным состоянием, достижениями и перспективами развития машиностроения и материаловедения. Преподаватели кафедры уделяют большое внимание повышению качества подготовки молодых специалистов путем более углубленного изучения студентами реальных объектов и приобретения практических навыков работы на испытательных стендах и машинах.
Для повышения эффективности изучения новых путевых и дорожно-строительных машин, а также технологий дорожного строительства и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла созданы филиалы кафедры на предприятиях Гомельского отделения Белорусской железной дороги (ПМС-116), Гомельском ДРСУ-113 и участке новых технологий КУП «Гомельоблдорстройкомплект», Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических приглашаются ведущие специалисты из описанных выше организаций. Производственные практики проводятся по сквозной программе, в соответствии с которой после первой технологической практики студенты получают рабочую специальность, а в процессе второй работают на инженерно-технических должностях.
Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.
Преподаватели и аспиранты кафедры осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по республиканским научно-техническим программам, по проектам, финансируемым Министерством образования и Министерством обороны Республики Беларусь, по заказам Белорусской железной дороги и по договорам с предприятиями и организациями Беларуси. Традиционным направлением научно-исследовательской работы коллектива кафедры является повышение надежности и работоспособности деталей, узлов и конструкций машин и механизмов за счет применения новых прогрессивных материалов и ресурсосберегающих технологий. Созданы все условия для достижения высоких результатов студентами, магистрантами и аспирантами в различных конкурсах, организованных в Беларуси и за ее пределами.
Многофункциональные путевые машины на шасси МАЗ-6303 и МТЗ Беларус Ш-406, модернизированные специалистами кафедры, принимали участие в Международной научно-технической выставке военной техники «МИЛЕКС-2007» и на выставке военной техники Министерства обороны РБ «Осень – 2008», где получили высокую оценку Главы государства.
|
|
Сотрудники кафедры участвовали в разработке специальных тележек для непрерывной смены рабочего канта рельсовых плетей в кривых участках бесстыквого пути на железобетонных шпалах.
Широкий спектр изучаемых машин и технологий их ремонта, а также фундаментальная подготовка позволяют выпускникам кафедры успешно трудиться на предприятиях Белорусской железной дороги, в организациях строительного и дорожно-строительного комплекса, а также на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь.
В первый учебный год (с 1 октября 1953 г.) на кафедре начал формироваться коллектив преподавателей по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Черчение». Приказом №21 от 25 сентября 1953 г. на должности ассистента кафедры «Графика» назначен Слуцкий В.И. и старшего лаборанта – Ляльков В.Я. 26 сентября 1953 г. приказом №25 Евмененко В.К. также назначен ассистентом кафедры «Графика».
Так как к началу первого учебного года преподавательский состав кафедры не был сформирован в полном объеме, то учебную работу начинали и вели как совместители преподаватели других кафедр: исполнявший обязанности проректора института, к.т.н. Тышкевич Н.И., декан механического факультета, к.т.н. Белый В.А., к.т.н, доцент Зайцев П.Ф.
Первым преподавателем, целиком посвятившим себя работе на кафедре, был Евмененко В.К., который, наряду с другими видами учебной работы, много внимания уделял организации занятий по техническому рисованию. Позже, при его активном участии, был создан хорошо оборудованный кабинет, где проводились академические занятия и кружковая работа по изобразительному искусству.
Несмотря на то, что в первый учебный год коллектив преподавателей только начинал складываться, требования к качеству графических работ были высокими, что существенным образом влияло на общий уровень инженерной подготовки студентов первого выпуска.
Важным в обеспечении учебного процесса был вклад лаборанта – ветерана кафедры – Лялькова В.Я. Благодаря его усердию в работе производилась выдача студентам заданий, принадлежностей, пособий и создавался фонд технических деталей, необходимых для учебной работы.
К следующему 1954-55 учебному году кафедра пополнилась преподавательским составом, что создало условия для дальнейшей систематической работы по совершенствованию учебного процесса. Кафедру возглавил Харит Ю.А., закончивший аспирантуру при ЛИИЖТе и защитивший кандидатскую диссертацию. С июля 1954 г. (по июль 1987 г.) стал работать преподавателем Гаман Г.М., с октября 1954 г. (по май 1963 г.) – Свистун В.Ф., с января 1955 г. (по октябрь 1987 г.) – Пырх Д.Ф., с сентября 1953 г. (по март 1967 г.) – Файншмидт Л.А., с октября 1954 г. (по сентябрь 1958 г.) – Бышев И.И., с февраля 1955 г. (по август 1958 г.) – Петров Г.А., с июня 1955 г. (по октябрь 1978 г.) – Рудченко Д.А., с февраля 1957 г. (по май 1960 г.) – Шпак Н.Г.
Определившийся коллектив преподавателей широко развернул методическую работу, издавались пособия, сборники заданий, в строгую систему был приведен курс лекций, читавшийся по начертательной геометрии, планомерно осуществлялась работа по оборудованию аудиторий чертежными столами, демонстрационными плакатами, моделями и тематическими стендами.
Показательно, что еще во время становления нашего института не все вузы имели подобным образом оборудованные аудитории. Как учебная аудитория обращал на себя внимание зал для технического рисования. В нем имелся комплект удобных для работы столиков мольбертов, рассчитанный на численный состав полной группы, комплекты натурных постановок, гипсовых слепков для рисования, подставок для них, осветительная аппаратура. Наличие этого оборудования создавало условия для серьезной работы по развитию у студентов пространственных представлений, эстетических чувств и важных практических навыков в рисунке.
Пополнился лаборантский состав кафедры. Славилась ювелирной точностью графических работ старшая лаборантка кафедры Плесская Н.М. (работала с марта 1954 г. по ноябрь 1984 г.). Заметной была работа по созданию наглядных пособий Цурганова С.М. (на кафедре с сентября 1955 г. по июнь 1987 г.) и Игнатовского В.А. (на кафедре с марта 1954 г. по сентябрь 1991 г.). Кафедрой изыскивались и совершенствовались формы работы по привитию чувства ответственности за качество выполняемых студентами практических работ. Было принято решение практические работы выполнять только в аудитории. Хранение работ было организовано в кафедральном архиве.
На кафедре практиковалась своеобразная форма кружковой работы по изучению начертательной геометрии. Занятия проводились инициативной группой хорошо успевающих студентов под руководством преподавателя.
Рос авторитет кафедры на межвузовских научно-методических конференциях, на которые выносились доклады ведущих преподавателей. Преподаватели кафедры совершенствовали свою теоретическую подготовку на кафедральных семинарах, регулярно обсуждали методические вопросы.
С сентября 1961 г. по сентябрь 1987 г. на кафедре работал ассистент Петров В.Г., который уделял постоянное внимание кафедральным методическим разработкам по строительному черчению.
В мае 1963 г. избирается по конкурсу и назначается заведующим кафедрой к.т.н., доцент Иловайский Л.В., который неоднократно переизбирался и проработал в этой должности до мая 1986 г. Он проявил себя как умелый руководитель коллектива преподавателей, хороший педагог и воспитатель студенческой молодежи. Он принимал активное участие в общественной жизни института и города. На кафедре продолжался рост ее численного состава. После окончания институтов коллектив преподавателей пополнили Игнатовский В.А., Цурганов С.М., Матуль Т.Н. (с сентября 1972 г. по июнь 2000 г.), Скорин М.Ф. (с октября 1974 г. по август 1988г.), Свириденок И.И. (с октября 1976 г. по октябрь 1991 г.), Иванова А.В. (с октября 1979 г. по октябрь 1987 г.).
Значительный отрезок времени проработали на кафедре преподаватели Гизатуллина Н.Г. (с октября 1965 г. по ноябрь 1971 г.) и Михалевич В.Н. (с октября 1967 г. по май 1988 г.), проявивший себя как инициатор внедрения в учебный процесс технических средств обучения.
Активно включился в учебную работу выпускник нашего института 1-го выпуска – к.т.н. Курочкин П.А. (на кафедре с декабря 1978 г. по август 1994 г.). Коллектив кафедры считал для себя актуальным вопрос формирования молодых кадров как достойную и перспективную смену ветеранов в ближайшем будущем.
Время выдвигало перед коллективом кафедры новые задачи и проблемы, но главной его заботой было дальнейшее совершенствование учебной и методической работы, повышение эффективности воспитательной работы. Кафедрой разрабатывались новые учебные и методические пособия, совершенствовался учебный процесс. Внедрялись новые формы проведения занятий с программированным контролем успеваемости студентов и применением технических средств обучения. Усилиями преподавателей и лаборантов кафедры были переоборудованы аудитории кафедры и помещения для установки проекционной аппаратуры. Накапливался и систематизировался демонстрационный материал.
С июня 1987 г. по август 2009 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Королик Т.К. На кафедре начинает формироваться коллектив молодых преподавателей – достойная и перспективная смена уходящим на заслуженный отдых ветеранам. Это ст. преподаватель Подгорнова Г.Т. (работает с октября 1987 г.), ст. преподаватель Супрун Д.Д. (с сентября 1989 г.), ст. преподаватель Лескова Л.А. (с октября 1989 г.), ст. преподаватель Брель Е.В. (с сентября 1990 г.), к.т.н., доцент Калашник Е.Г. (с сентября 1991 г.), ст. преподаватель Вельянинов С.И. (с января 1994 г.), ст. преподаватель Артюшков О.В. (с сентября 1994 г.), ассистент Свидинская А.В. (с сентября 1998 г.), ст. преподаватель Никитин О.В. (с сентября 1999 г.), ст. преподаватель Вельянинова Л.А. (с сентября 2000 г.), ассистент Ермоленко И.М. (с января 2001 г.), ассистент Мельникова Н.Н. (с сентября 2001 г.), к.т.н., ст. преподаватель Лодня В.А. (с сентября 2001 г.), ассистент Грабусова А.А. (с февраля 2003 г.), ассистент Бирилло Н.С. (с июля 2003 г.), ст. преподаватель Зуева Л.М. (с ноября 2005 г.), ассистент Яковцева О.И. (с августа 2006 г.), ассистент Лобанов А.В. (с сентября 2007 г.), ассистент Бабич Т.В. (с сентября 2007 г.), к.т.н., ассистент Киселевский О.С. (с февраля 2008 г.), ассистент Кухорев Л.П. (с февраля 2011 г.), к.т.н., доцент Кульгейко М.П. (с февраля 2020 г.), д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М. (с февраля 2022 г.).
С сентября 2009 г. по январь 2022 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Лодня В.А. .
с февраля 2022г. кафедру возглавляет д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М.
Кафедра «Графика» является базовой, общеинженерной.
Основной задачей кафедры является инженерно-графическая подготовка специалистов по всем инженерным специальностям всех факультетов, а также обучение основам машиностроительного черчения на факультете профориентации и довузовской подготовки.
Издавна сложилось определение, что «Чертеж – язык техники» и без овладения им невозможно грамотно не только проектировать сооружения и технологию производственных процессов, но и претворять имеющиеся проекты в жизнь. Кроме того, дисциплины кафедры духовно обогащают человека, позволяют ему полнее и глубже понять окружающую действительность.
В настоящее время кафедра располагает учебными аудиториями, которые оборудованы чертежными столами, кульманами, демонстрационными моделями и плакатами, тематическими стендами. Занятия по машинной графике проводятся в 3 компьютерных классах вычислительного центра БелГУТа на персональных ЭВМ новейших моделей.
![]() |
![]() |
Ежегодно кафедрой организуются олимпиады по начертательной геометрии, трехмерному моделированию. По результатам проводимой олимпиады по начертательной геометрии ежегодно формируется команда наиболее талантливых студентов для участия в республиканской олимпиаде в БНТУ (г. Минск). Проводимая олимпиада по технологиям трехмерного моделирования позволяет выявить наиболее талантливых студентов и рекомендовать их выпускающим кафедрам для научной работы.
![]() |
![]() |
Все преподаватели кафедры активно руководят научно-исследовательской работой студентов, результаты которой ежегодно докладываются на студенческих научно-технических конференциях. Лучшие доклады публикуются в сборниках студенческих научных работ БелГУТа и участвуют в республиканских конкурсах студенческих научных работ.
Коллектив кафедры «Графика» в настоящее время состоит, в основном, из творчески мыслящих людей, способных решать задачи по совершенствованию образовательного процесса и воспитанию будущих специалистов.
Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» была основана в 1958 году. Первым заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» был доцент Цикунов А.Е., затем кафедру возглавляли профессор Криворучко Н.З., доценты Бугаев В.П., Лисичкин Э.А., Шилович А.В., профессор Ершова Н.М., доценты Галай Э.И., Пигунов В.В., Захарова Т.В. С 2006 по 2015 год руководил кафедрой к.т.н., доцент Пигунов А.В.
Большая заслуга в становлении и развитии кафедры принадлежит профессору Криворучко Н.З., возглавившему кафедру в 1964 году и основавшему белорусскую научную школу вагонного хозяйства.
Учебный процесс на кафедре вели д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. доцент Галай Э.И., к.т.н. профессор Чернин И.Л., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Пигунов В.В., Захарова Т.В., Разон В.Ф., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Рудов П.К., Васильев С.М., Чернин Р.И., ст. преподаватели Гагина Л.Н., Галай Е.Э., ассистенты Ясько Н.А, Моисейчикова О.М. Подготовка специалистов осуществлялась по специальности «Подвижной состав железнодорожного транспорта», а также преподавались отдельные дисциплины по другим специальностям.
В 1964 году при кафедре была открыта аспирантура. Под руководством Николая Захаровича Криворучко подготовлены 1 доктор и 15 кандидатов технических наук, среди которых д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. Галай Э.И., д.т.н. Путято А.В., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Чернин И.Л., Разон В.Ф., Пигунов В.В., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Рудов П.К.
Подготовкой аспирантов и докторантов руководили д.т.н., профессор Сенько В.И. и д.т.н. Галай Э.И. Под руководством д.т.н., профессора Сенько В.И. выполнены и защищены кандидатские диссертации Пигуновым А.В., Путято А.В., Гурским Е.П., Васильевым С.М., Пастуховым М.И., Черниным Р.И. В 2012 году докторскую диссертацию защитил Путято А.В. Под руководством д.т.н. Галая Э.И. выполнена и защищена кандидатская диссертация Рудовым П.К.
С момента образования кафедры началась активная работа по созданию современных пособий по основным курсам. Первым фундаментальным трудом был учебник профессора Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство», изданный в 1961 году, который стал единственным в то время учебником по вагонному хозяйству для студентов железнодорожных вузов и инженерно-технических работников железнодорожного транспорта. Учебник многократно переиздавался, в т.ч. в Польше, Китае, Корее и на Кубе.
Преподавателями кафедры издано 27 учебников и монографий и свыше 200 учебных пособий и методических разработок. Среди них учебники для вузов: Криворучко Н.З., Гридюшко В.И., Бугаев В.П. «Вагонное хозяйство» (1976); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство» (1988); учебники для техникумов и колледжей: Пастухов И.Ф. и др. «Вагоны» (1988); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Сузова А.Ф. «Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства» (1980); Галай Э.И., Каверин В.В., Колядко И.А. «Монтаж, эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин» (1990); Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Кошкалда Р.О. «Конструкция вагонов» (2000); учебные пособия для вузов: Галай Э.И. «Тормоза локомотивов и вагонов: проблемы и перспективы» (I. 1992; II. 1993); Галай Э.I. «Тармазы цягнiкоу» (1999); Сенько В.И. «Техническое обслуживание вагонов» (2001); Сенько В.И., Чернин И.Л., Бычек И.С. «Техническое обслуживание вагонов. Организация ремонта грузовых вагонов» (2002), Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поездов» (2002); Пигунов В.В. «Ходовые части вагонов. Расчет деталей» (2005); Лисичкин Э.А., Разон В.Ф., Горошко В.М. «Электрооборудование судов» (2006); Разон В.Ф. «Автоматическое управление машинами циклического действия» (2008); Галай Э.И. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования» (2010); монографии: Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поезда» (2002); Сенько В.И. «Экономико-математические методы и модели в планировании вагонного хозяйства» (2001) и «Совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта вагонов» (2002); Сенько В.И., Пигунов А.В. «Комплексная оценка остаточной несущей способности кузовов пассажирских вагонов» (2004); Сенько В.И., Путято А.В., Шимановский А.О. «Прочность кузова железнодорожной цистерны с учетом перемещения перевозимого жидкого груза» (2006); Сенько В.И., Гурский Е.П. «Информационные модели в управлении вагонными парками» (2010),. Сенько В.И., Гурский Е.П., Шевченко Д.Н., Сенько Л.В. «Планирование работы вагонного хозяйства с использованием методов математического моделирования» (2012); Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Строительная механика вагонов» (2013); Галай Э.И., Галай Е.Э., Рудов П.К. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Расчет пневматических тормозов» (2014).
Многочисленные учебные пособия и методические указания, изданные через РИО БелГУТа (БелИИЖТа), полностью обеспечивали проведение всех видов занятий, курсовое и дипломное проектирование. Важнейшим направлением совершенствования учебного процесса на кафедре стало применение математических методов и вычислительной техники в инженерных расчетах. Значительный вклад в эту работу внесли Сенько В.И., Ершова Н.М., Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Разон В.Ф., Захарова Т.В., Гагина Л.Н., Акулов Н.В. и др.
В подготовке высокопрофессиональных специалистов-вагонников кафедра тесно взаимодействовала с Белорусской железной дорогой. В 1987 г. был официально организован и активно функционировал филиал кафедры на Гомельском ВРЗ, проводились практические занятия в вагонном депо, в отраслевых научно-исследовательских лабораториях, на испытательном центре железнодорожного транспорта «СЕКО». Это позволяло студентам закрепить на практике теоретические знания технологии ремонта и технического обслуживания вагонов, приобрести навыки научных исследований, выполнять реальные практические разработки.
Научная работа на кафедре велась с момента ее основания. Научное направление кафедры было сформировано основоположником науки о вагонном хозяйстве профессором Криворучко Н.З. Исследования выполнялись по заказам МПС СССР и железных дорог. Результаты научных разработок легли в основу руководящих документов МПС СССР, использовались и используются при выборе конструкции и модернизации пассажирских и грузовых вагонов, создании новых технологических процессов и совершенствовании организации ремонта и технического обслуживания вагонов.
Существенное развитие получила транспортная наука в исследованиях д.т.н., профессора Сенько В.И. в области прогнозирования функционирования вагонного хозяйства на перспективу и организации периодических видов ремонта вагонов. Д.т.н. Э.И. Галаем разработаны теоретические основы скоростного регулирования тормозной силы пассажирского подвижного состава, позволяющие значительно повысить безопасность перевозки пассажиров.
Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Тормозные системы подвижного состава» (руководитель – д.т.н. Галай Э.И.) решала жизненно важные задачи по совершенствованию конструкции, технического обслуживания и ремонта автотормозов, непосредственно связанных с безопасностью движения на Белорусской железной дороге. Неоднократно преподаватели выезжали в заграничные командировки по приглашению коллег из других государств, для решения актуальных транспортных проблем.
В 1997 году под руководством профессора Сенько В.И. была образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава». В лаборатории решались как оперативные, так и перспективные задачи по оздоровлению, модернизации и продлению срока службы вагонов, совершенствованию и развитию вагонного хозяйства Белорусской железной дороги.
В 2009 году под руководством профессора Сенько В.И. был организован испытательный центр железнодорожного транспорта («СЕКО»), позволяющий проводить весь комплекс натурных прочностных испытаний конструкции вагонов, новых и модернизированных.
Результаты научной, научно-педагогической деятельности отражены в многочисленных трудах, публикациях в отечественных и зарубежных изданиях. Преподаватели кафедры – участники многих научно-технических конференций и симпозиумов.
Талантливые молодые преподаватели активно занимались научно-исследовательской работой. Награждены премией Гомельского облисполкома талантливых молодых ученых за активную научную деятельность Пигунов А.В., Васильев С.М., Гурский Е.П., Чернин Р.И.
Преподавательский состав кафедры на протяжении многих лет проводил занятия в Институте повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.
На кафедре функционировало 9 студенческих научно-исследовательских кружков. Результатом творческой деятельности явились награды и призовые места в республиканском конкурсе студенческих научных работ. Студентами получено 42 авторских свидетельств и патентов на изобретения, в т.ч. под руководством доцентов Чернина И.Л. – 28, Железнякова А.Д. – 1, Галая Э.И. – 2, Рудова П.К. – 11.
Кафедра «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» одна из «молодых» кафедр университета. Она была создана 1 февраля 2003 г. согласно приказу ректора БелГУТа профессора, д.т.н. Сенько В.И. (№ 38 от 16 января 2003 г.). Заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор Холодилов О.В.
Обеспечение качества различных объектов техники невозможно без использования на всех стадиях их жизненного цикла технических средств неразрушающего контроля и диагностирования. Интеллектуализация средств НК и ТД предъявляет повышенные требования к специалистам, работающим в этой области.
В этой связи создание новой кафедры явилось актуальным и, как показала жизнь, ее выпускники оказались востребованы в различных отраслях промышленности Республики Беларусь.
1 января 2016 г. путем объединения кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» была образована кафедра «Вагоны».
В 2018 году Галай Е.Э. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Повышение эффективности действия автоматических регуляторов грузовых режимов торможения вагона».
За последние годы были изданы учебные пособия: Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Надежность подвижного состава железнодорожного транспорта» (2016), Сенько В.И., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Чернин И.Л. «Грузовые вагоны железных дорог» (2018) и Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция ходовых частей вагонов» (2018), Бурченков В.В. «Автоматизированные системы контроля подвижного состава» (2020), Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция, теория и расчет вагонов» часть 1 (2020), Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция, теория и расчет вагонов» часть 2 (2021), Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Строительная механика вагонов» (2022), Захарова Т.В., Васильев С.М., Моисейчикова О.М. «Вагоны» (2022), Чернин Р.И. «Совершенствование технологии ремонта соединений с натягом колесных пар» (2024).
Кафедра «Вагоны» образована 1 января 2016 года, в соответствии с приказом ректора университета № 959 от 23.12.2015 г., путем объединением кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика». Руководит кафедрой к.т.н., доцент Пигунов Анатолий Владимирович.
Кафедра «Вагоны» - одна из крупных и авторитетных кафедр механического факультета, поддерживающая связь с предприятиями Белорусской железной дороги, а также с университетами ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудники кафедры постоянно принимают участие в международных научных конференциях и семинарах.
Белорусская железная дорога является базой для прохождения производственных практик на вагоноремонтных и вагоностроительных заводах и во всех вагонных депо. Большинство дипломных проектов выполняются по тематике службы вагонного хозяйства дороги.
Большое внимание уделяется научным исследованиям в области вагоностроения, модернизации подвижного состава, разработке эффективных способов неразрушающего контроля, повышению эффективности работы тормозных систем.
Учебный процесс ведется с широким применением современных пакетов прикладных программ позволяющих моделировать несущую способность конструкций подвижного состава и их динамическую нагруженность.
Выпускники кафедры достойно пополняют коллективы вагоностроительных, вагоноремонтных и эксплуатационных предприятий Белорусской железной дороги, работают в составах научно-исследовательских коллективов, конструкторских бюро, лабораторий неразрушающего контроля.
Кафедра располагает компьютерным классом и восьмью учебными лабораториями, которые оснащены действующими установками вагонов, холодильными агрегатами, электрифицированными стендами, оборудованием и приборами. В становлении и организации работы лабораторий большая заслуга д.т.н., профессора Сенько В.И., д.т.н. Галая Э.И., к.т.н., доцентов Лисичкина Э.А., Чернина И.Л., Пастухова И.Ф., Пигунова В.В., инженеров Родзевича Е.Г., Костюченко Н.Д., Табухова Г.А., Князева Н.Ф., Свириденко В.В., Ясько Н.А.
На кафедре уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров. Ежегодно осуществляется руководство магистрантами и аспирантами по очной и заочной форме обучения.
Преподаватели кафедры проводят занятия в Институте повышения квалификации. На занятиях слушатели изучают современные прогрессивные технологии ремонта, модернизации и технического обслуживания вагонов, методы и средства диагностики подвижного состава, вопросы энергосбережения и экологии в вагонном хозяйстве, экономики в условиях рыночных отношений.
В настоящее время преподаватели кафедры руководят студенческим научно-исследовательским кружком «Совершенствование конструкций и технологий ремонта вагонов». Большое внимание уделяется привлечению молодежи к научным исследованиям.