Заведующий кафедрой «Техническая физика и теоретическая механика»

Шимановский Александр Олегович

Телефон: +375 232 95-29-51
е-mail: tm@bsut.by
Ученая степень: доктор технических наук
Ученое звание: профессор

История кафедры


Кафедра основана в 1953 году. Ее первым руководителем был назначен д.т.н., профессор Карякин Н.И., переведенный в БелИИЖТ из Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. В то время кафедра имела название «Теоретическая механика». За время существования она неоднократно объединялась с кафедрами общеинженерного цикла, выходила из этих объединений, меняла свое название. Но всегда ее стержнем была учебная дисциплина «Теоретическая механика», являющаяся основой всего комплекса инженерных наук.

Направления деятельности кафедры весьма разносторонни. Основным из них является, естественно, учебная работа. А она, в свою очередь, постоянно ставит перед коллективом преподавателей различные конкретные задачи и проблемы, разрешение которых составляет вехи истории кафедры.

Наиболее заметными событиями этого плана были следующие. Для улучшения восприятия студентами изучаемого материала в 1968–1974 годах было закуплено и изготовлено собственными силами около сорока действующих моделей типовых узлов механизмов и машин. Тогда же были внедрены в учебный процесс обучающие машины и специальные планшеты для тест-контроля знаний студентов. В 1984–1986 годах изготовлены настенные плакаты и стенды, иллюстрирующие основное содержание учебного курса теоретической механики. Были разработаны программы решения нескольких громоздких типовых учебных задач на персональных компьютерах и калькуляторах-автоматах.

Для обмена опытом и формирования педагогических навыков у молодых специалистов, пришедших на кафедру, был организован учебно-методический семинар. Занятия этого семинара проходят регулярно с 1997 года.

Особое внимание на кафедре уделяется изданию учебных пособий и методических указаний, полностью обеспечивающих проведение всех видов учебных занятий. Преподавателями кафедры через РИО БелГУТа опубликовано свыше трех десятков различных методических разработок. Среди основных можно назвать: «Теоретическая механика. Часть 1. Статика» (автор Шимановский А.О.); «Прикладная механика: Учебное пособие. Часть 1» (автор Ефремова З.Г.); «Теоретическая механика. Раздел Кинематика» (авторы Шимановский А.О., Кузёмкина Г.М.); «Теоретическая механика. Раздел Основы аналитической механики» (авторы Черноус Д.А., Коломникова О.С.); «Метрология, стандартизация, управление качеством и сертификация» (авторы Новиков А.К., Пастухов М.И., Якубович О.И.); «Техническая механика» (авторы Шимановский А.О., Риженков В.И., Кракова И.Е.).

Авторским коллективом под руководством доцентов Ефремовой З.Г. и Шимановского А.О. из наработок кафедры сформирован сборник задач по теоретической механике в пяти частях. В каждом из разделов сборника содержится до полутора десятков задач, охватывающих все основные разделы курса. Каждая задача представлена тридцатью вариантами условий. В настоящее время эта учебная разработка оказалась самой популярной и необходимой на кафедре и привлекает большое внимание преподавателей зарубежных вузов. Шимановский А.О. является также соавтором учебного пособия «Сборник конкурсных задач олимпиад по теоретической механике с анализом их решений», имеющего гриф Министерства образования.

Начиная с 1982 года, в БелГУТе проводятся олимпиады по теоретической механике. Студенты принимают активное участие в факультетских и университетских турах олимпиад, победители которых приглашаются для участия в городской олимпиаде, которая ежегодно проводится на базе нашего университета. С 2005 года кафедрой ежегодно проводятся Международные студенческие олимпиады по теоретической механике. Команды БелГУТа, подготовленные к.т.н., доцентом Шимановским А.О. и ассистентом Краковой И.Е., начиная с 1994 года, постоянно занимают призовые места на республиканских олимпиадах по теоретической механике, успешно выступают на Всероссийских и Международных олимпиадах.

f1
f1

Не менее важным направлением деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Развивалась она в двух основных направлениях: участие в решении транспортных проблем и оказание технической помощи предприятиям местной промышленности.

В конце шестидесятых годов при участии профессора Белого В.А. кафедра создала при Гомельском вагоноремонтном заводе лабораторию, занимавшуюся в течение полутора десятков лет разработкой методов ремонта пассажирских вагонов с использованием полимерных материалов. Руководство ее работой осуществлял Миклашевский С.Н. Его коллега Зайка В.И. разработал конструкцию раздвижной колесной пары, допускающей переход с узкой колеи некоторых стран Западной Европы на нашу – широкую – и наоборот. Перемещения и фиксация колесных дисков специальным замком могли происходить на ходу поезда на специальных небольших участках железной дороги. В 1964 году Зайка В.И. получил авторское свидетельство на свое изобретение. Горским В.М. предложена конструкция упругого тягового привода тепловоза, также защищенная авторским свидетельством.

Автушенко В.А. провел большие исследования возможностей уменьшения потерь сыпучих грузов от выветривания при их перевозке в открытых полувагонах и предложил способы решения названной проблемы. Орлов В.А. и Шаломенок С.Е. дали новую теорию и конструкцию для ускоренной вибрационной выгрузки сыпучих грузов из полувагонов.

В 1974–1977 годах на кафедре работала группа научных сотрудников, занимавшаяся под руководством доцента Фришмана Е.М. и его отца, профессора Фришмана М.А. (Днепропетровский институт инженеров транспорта), исследованием возможности использования постоянных магнитов для транспорта на магнитном подвесе. Работа велась по заданию Государственного комитета по науке и технике и финансировалась Всесоюзным научно-исследовательским институтом электротранспорта.

Горский В.М. и Заворотный А.В. дали свою теорию аварийной остановки экипажа на магнитном подвесе и предложили конструкцию опорно-посадочного устройства. Новизна предложенных технических решений защищена авторскими свидетельствами. Ими же в соавторстве с Ивановым В.А. и Ворожун И.А. предложены устройства для крепления труб большого диаметра на железнодорожной платформе, также защищенные авторскими свидетельствами.

Ефремова З.Г. доказала возможность увеличения плавности хода пассажирского вагона, выполнив изучение движения колесной тележки как системы с двенадцатью степенями свободы. Предложила свою схему ее подвески. Коваленко А.В. выполнил оптимизацию подвески грузового вагона с повышенной осевой нагрузкой, что позволило снизить значения динамических сил, действующих на путь, до значений, соответствующих существующей в настоящее время нагрузке на ось.

Шимановский А.О. занялся исследованием продольной и поперечной устойчивости движения транспортной цистерны, частично заполненной жидким грузом. Разработанная им теория связанных колебаний механической системы экипаж-жидкость не имеет аналогов. Путято А.В. и Кузнецова М.Г. осуществляют дальнейшее развитие названной теории вместе с ее автором.

 

 

Одновременно с перечисленными исследованиями другая часть преподавателей и сотрудников кафедры проводила исследования, не связанные с транспортной тематикой.

В середине семидесятых годов кафедра приняла участие в становлении недавно созданного Белорусского шинного комбината. По его заданию под руководством Дубко А.Н. был решен ряд технических вопросов и, в частности, разработана конструкция автоматической машины для испытаний механических качеств образцов технической резины. Действующий экземпляр такой машины и вся техническая документация для ее изготовления были переданы заказчику.

Савельев В.Г. довел до теоретического обоснования свою идею о наплавном мосте, которую начал воплощать в жизнь еще во время Отечественной войны, находясь в инженерных войсках. Две такие переправы были наведены им через малые реки Республики. Они допускали движение грузовых автомашин с грузоподъемностью до трех с половиной тонн.

Терешко Ю.Д. (заслуженный изобретатель Республики Беларусь) сосредоточился на исследованиях механических свойств и областей применения зубчатых волновых передач. Предложил методы расчета таких передач при использовании генераторов волн с различным количеством роликов. Предложил схему волновой передачи-насоса. Получил несколько авторских свидетельств.

С первой половины восьмидесятых годов кафедра активно участвовала в оказании помощи производственному объединению «Гомсельмаш» в деле доводки конструкции комбайна КСК-100 (руководитель работы Дубко А.Н). Рассматривались вопросы балансировки быстроходных вращающихся деталей машины и уменьшения уровней опасных вибраций. Ранее с подобными вопросами инженеры Гомсельмаша не сталкивались. По предложению кафедры в одну из технологических линий был включен участок балансировки карданных валов.

Старший преподаватель Потеха В.Л. (в настоящее время д.т.н., профессор) занимался проблемами трения скольжения, физикой полимерных материалов.

Доцент Шимановский А.О. в течение нескольких лет исследовал динамические процессы, происходящие с отдельными стержнями и их системами. Дал некоторое развитие теории колебаний коротких балок. Сделал математическое описание распространения ударных волн по стержневой решетке.

С 1996 года под руководством д.т.н., член-корр. НАНБ Плескачевского Ю.М. выполняются работы по разработке компьютерных методов моделирования контактного взаимодействия упругих тел с учетом нелинейно упругих и упруго-пластических свойств материалов. Научным коллективом, в составе которого работают Куземкина Г.М., Шимановский А.О., Якубович О.И., получен ряд новых результатов, характеризующих статические и динамические свойства композитных материалов, которые цитируются зарубежными авторами.

В 1997 году на кафедре под руководством д.т.н., член-корр. НАНБ Плескачевского Ю.М. аспирант Черноус Д.А. выполнил работу по исследованию механических свойств материалов с аномальными физическими свойствами и защитил кандидатскую диссертацию.

По результатам научных разработок, как выполненных полностью в нашем университете, так и начатых здесь, но законченных в иных организациях, был защищен ряд диссертаций. Кандидатами технических наук стали Секерин Е.В., Автушенко В.А., Терешко Ю.Д., Ефремова З.Г., Потеха В.Л., Заворотный А.В., Шимановский А.О., Куземкина Г.М., Путято А.В., Коваленко А.В., Кузнецова М.Г. В 2011 году к.т.н. Шимановский А.О., а в 2012 году к.т.н. Путято А.В. защитили докторские диссертации. Заканчивают работу над кандидатскими диссертациями Ворожун И.А., Чаганова О.С. и Якубович О.И. Учится в аспирантуре  Каплюк И.И.

Результаты исследований, проведенных на кафедре, стали основой для создания новых объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных как в Беларуси, так и в Российской Федерации.

 foto04

В настоящее время происходит дальнейшее развитие кафедры на основе накопленного ей потенциала. 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter