Профилизация
«Подвижной состав железнодорожного транспорта (тепловозы)»

ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Срок обучения

4 года

Степень

Бакалавр

Квалификация

Инженер

Предметы профильного
испытания

Математика
(ЦЭ, ЦТ)

Физика (ЦЭ, ЦТ)

Русский (белорусский)
язык (ЦЭ, ЦТ)

Форма обучения

За счёт средств бюджета

План приема
2023 года, чел.

 24 

Проходные баллы
2022 года

167 

 

 

 

 

 

Выпускающая кафедра «Локомотивы»

Основными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:

  • разработка микроконтроллеров для систем автоматизированного контроля и диагностирования;
  • уплотнение, хранение и защита информации в информационных сетях;
  • применение методов и инфотехнологий теории искусственного интеллекта в системах автоматизации начальных этапов проектирования;
  • разработка и внедрение современных компьютерных технологий в устройства автоматики, телемеханики и связи;
  • разработка методов анализа, испытаний и доказательства безопасности функционирования микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • разработка и внедрение математических пакетов систем автоматизированного проектирования.

По результатам этих научно-исследовательских работ модернизировано измерительное оборудование «вагона-лаборатории» службы сигнализации и связи Белорусской железной дороги.

Сотрудниками кафедры в составе научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта БелГУТа разработаны методики и проведены испытания на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость компьютерной системы диспетчерской централизации «Неман» и микропроцессорного блока автоматического регулирования скорости поездов метрополитена.

Результаты научно-исследовательской работы сотрудников кафедры используются в издаваемой научной и учебной литературе.

В последние годы на кафедре выполнялись научные исследования по методам комплексного решения электромагнитной совместимости микроэлектронных систем управления ответственными технологическими процессами, по разработке процессорно-релейной системы управления стрелками и сигналами и другие работы, имеющие важное практическое значение и высокий научный уровень.

Разработки сотрудников кафедры широко используются в хозяйстве сигнализации и связи Белорусской железной дороги и на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Кафедра имеет тесные связи с учеными России, Украины, Латвии, Литвы, Германии и других иностранных государств. Результаты исследований докладываются на международных конференциях и симпозиумах. Коллектив кафедры активно участвует в подготовке специалистов транспорта в рамках программ Института повышения квалификации.

На кафедре под руководством преподавателей кафедры работают студенческие научные кружки, проводятся олимпиады по специальным предметам, конкурсы на лучшие курсовые проекты, научно-практические конференции по многим проблемам железнодорожной автоматики, телемеханики и электромагнитной совместимости. Лучшие работы студентов успешно участвуют в университетском и республиканском конкурсах, получают развитие в магистратуре и аспирантуре.

На базе кафедры доктором технических наук, профессором Бочковым К.А. в 1998 г. Была создана научно-исследовательская и испытательная лаборатория «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств», которая аккредитована Белстандартом на техническую компетентность и независимость в декабре1999 г.

Лаборатория проводит научно-техническую экспертизу и испытания на безопасность функционирования, электромагнитную совместимость (ЭМС) и поиск опасных отказов в микроэлектронных и компьютерных системах управления ответственными технологическими процессами (системы управления движением поездов, системы аварийной автоматики и т.д.).

Она включена в реестр испытательных лабораторий, результаты испытаний которых признаются администрациями железных дорог стран СНГ и Балтии.

Коллективом лаборатории во главе с руководителем д.т.н., профессором Бочковым К.А. разработана необходимая для проведения испытаний на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость (ЭМС) нормативная база, программы и методики испытаний.

Лаборатория располагает современным оборудованием швейцарской фирмы «Schaffner» - мирового лидера испытательной техники в области ЭМС, оборудованием немецкой фирмы «RFT», современным компьютерным оборудованием (как стационарным, так и переносным) для проведения испытаний на ЭМС и имитационных испытаний на безопасность.

К основным работам, выполненным лабораторией за период с 2000 по 2007 год относятся: проведение испытаний компьютерной системы ДЦ «Неман» на соответствие требованием по безопасности и устойчивости к воздействию электромагнитных помех; испытания на безопасность и электромагнитную совместимость блока автоматического регулирования скорости поездов метрополитена; комплекс сертификационных испытаний на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость автоматизированной системы телемеханического управления «Лисна 1М»; исследование помехозащищенности устройства контроля бдительности машиниста УКБМ, путевого приемника тональных рельсовых цепей ПП1-8/8, микроэлектронного импульсного датчика ДИМ-3; анализ схемных решений светодиодного источника света иИС-Т.6.200.к для железнодорожных переездов.

На базе лаборатории постоянно проводятся научные семинары с участием студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. К исследованиям, проводимым в лаборатории, привлекаются студенты старших курсов. В значительной части дипломных проектов, выполненных на кафедрах «Автоматика и телемеханика», используются результаты исследований, проводимых в лаборатории.

В 2003 – 2007 годах совместно со специалистами КТЦ и Службы Белорусской железной дороги разработана отечественная система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) «Iпуть». Система предназначена для замены выработавших свой ресурс систем электрической централизации и даст возможность значительно сократить затраты при их модернизации, а также выполнить программу по импортозамещению. В мае 2007 года она включена в опытную эксплуатацию. По основным техническим характеристикам МПЦ «Iпуть» не уступает лучшим зарубежным образцам. Она впервые в мире дополнена интегрированной системой поддержки принятия решений дежурным по станции в нештатных ситуациях (СППР). В 2011 году МПЦ «Iпуть» была принята в постоянную эксплуатацию. Освоение серийного производства и широкое внедрение ее на Белорусской железной дороге позволит сэкономить значительные средства только на импортозамещении.

Преподаватели и сотрудники кафедры участвуют в проведении и других актуальных научно-исследовательских работ, таких, например, как совершенствование грозозащиты устройств СЦБ, создание бесконтактных схем управления устройствами СЖАТ и др.