Декан строительного факультета

Бочкарев Дмитрий Игоревич

Телефон: +375 232 31 92 89
Телефон: +375 232 95 21 92
е-mail: str@bsut.by
Ученая степень: кандидат технических наук
Ученое звание: доцент

Воспитание лидерских и профессиональных качеств молодежи

через участие в работе СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ

Более полувека назад зарождение и развитие студенческих строительных отрядов в Советском Союзе стало событием государственного масштаба. Всесоюзные студенческие строительные отряды (ВССО или, для краткости, стройотряды и студотряды) представляли собой комсомольскую всесоюзную программу ЦК ВЛКСМ для студентов высших и средне-профессиональных учебных заведений, формирующую временные трудовые коллективы для добровольной работы в свободное от учебы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства Советского Союза. Подобные стройотряды прежде всего направлялись на объекты, относящиеся к ударным комсомольским стройкам.

Первый трудовой семестр советских студентов прошел летом 1924 года, когда ВЦСПС и Наркомат труда и просвещения издали инструкцию о практике студентов в летнее время. Этот документ возлагал организацию труда студентов во время каникул на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях страны на комсомольские организации вузов, предписывая руководству принимающих организаций и соответствующих наркоматов и ведомств оказывать им необходимое содействие. В 1920-е годы первыми откликнулись на призыв начать трудовой семестр студенты МВТУ им. Н.Э.Баумана, а в 1933 году уже 350 тыс. представителей вузовской молодежи работали на стройках пятилетки, среди которых были Магнитка и Днепрогэс, Московский метрополитен, железная дорога Москва-Омск и т.д. Моментом возникновения студенческих отрядов в современном формате принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область (Булаевский район), где построили 16 объектов, выполнив объем работ на сумму 250 тысяч рублей. Вскоре на Целину стали прибывать студенты и из других вузов. В 1963 году появляются первые отряды в нестроительной сфере: проводники пассажирских вагонов и т.д. В 1966 году в Кремлевском Дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слет ВССО, где был принят единый для всех отрядов Устав, а в 1969 году создан центральный штаб ВССО при ЦК ВЛКСМ. Аналогичные штабы создавались и в республиканских комитетах комсомола.

Наиболее известными стройками, в которых принимали участие ВССО были: Волжский автомобильный завод (1967 г.), КАМАЗ (с 1971 г. до первого автомобиля в 1976 г.), БАМ (с 1974 г. по 1982 г.) Саяно-Шушенская ГЭС (1978 г.), инфраструктура Олимпийских игр 1980 года. Кроме этого бойцы студенческих отрядов помогали в ликвидации последствий землетрясений в городах Ташкент и Спитак. В период с 1977 по 1980 годы движение переживало свой расцвет. Всего за четыре года работы стройотрядов было охвачено более трех миллионов студентов со всего Советского Союза, а к середине 80-х годов через ВССО прошли 12,758 миллионов студентов. Благодаря студенческим отрядам были основаны города Усть-Илимск и Братск.

Без преувеличения можно сказать, что была сформирована устойчивая система вовлечения молодежи в решение важных экономических и производственных задач. Строительные отряды стали одним из эффективных инструментов трудового и патриотического воспитания молодежи, у молодых людей формировались не только навыки коллективной работы, но и лидерские качества. Не случайно, что многие из числа активных стройотрядовцев впоследствии заняли высокие ответственные посты в самых различных сферах экономики и общественной жизни страны. Деятельности стройотрядов сопутствовал проработанный церемониал; важную психологическую роль в котором играли стройотрядовская форма и символика. Как правило, на куртку бойца стройотряда нашивались шевроны учебного заведения и знак «ВССО» или знаки региональных объединений и конкретного отряда. С 1962 года для стройотрядов стали централизованно выпускать значки – сначала «Студенческая целинная стройка» (с 1962 по 1973), потом «Студенческие строительные отряды» (с 1968 по 1972) и, наконец, «Всесоюзный студенческий отряд» (с 1973 по 1992).

В Республике Беларусь в настоящее время возрождением и развитием стройотрядовского движения занимается Белорусский республиканский союз молодежи. Обращение к стройотрядовским традициям дает студентам возможность одновременно проходить производственную практику, участвовать в актуальных для государства и общества делах и заработать определенные денежные средства, а также способствует реализации концепции практико-ориентированного образования – и предприятие и будущий специалист ускоряют процесс адаптации к решению реальных производственных задач. Данную схему можно считать элементом инновационного образования, в котором треугольник «наука – образование – производство» упрочняется, так как участие в работе стройотрядов помогает закрепить знания, получаемые в аудиториях, реальной практикой, способствует трудовой и социальной адаптации студентов к будущей работе по выбранной специальности.

В рамках системы идеологической и воспитательной работы на строительном факультете Белорусского государственного университета транспорта, совместно с ОО «БРСМ» с 2008 года действует авторский проект «Воспитание лидерских и профессиональных качеств молодежи через участие в работе студенческих строительных отрядов».

Руководство факультета, выпускающие кафедры «Строительство и эксплуатация дорог», «Изыскания и проектирование дорог» и штаб трудовых дел проводят направленную работу по организации проведения производственной практики студентов в составе строительных отрядов, если выполняемая студентами работа соответствует профилю специальности, по которой они обучаются.

Одновременно с этим участие в стройотряде является стимулирующим фактором учебного процесса, поскольку позволяет как предоставлять участникам индивидуальный срок прохождения текущей аттестации, так и отбирать студентов по среднему баллу экзаменационной сессии. Кроме того бойцы отрядов проходят обучение основам трудового законодательства по охране труда и технике безопасности, безопасным методам производства работ со сдачей экзаменов, а также медицинскую комиссию на профпригодность. В дальнейшем за организацию всей деятельности отряда отвечает командир, выбираемый их числа студентов, обладающих лидерскими качествами. Эффективность работы каждого бойца отряда и размер заработной платы рассчитывается по коэффициенту его трудового участия, что также является стимулом в данной сфер

Стройотряды для нас – неотъемлемая часть учебного процесса, это полноценная производственная практика. Студенческая молодежь факультета, продолжая лучшие традиции, берет на вооружение главные ценности стройотрядовского движения: умение работать в команде, сплочение в интересах общего дела, патриотизм и гордость за свою страну, высокие нравственные качества, лидерство, инициативу и профессионализм. Время доказало, что строительные отряды – эффективная форма сотрудничества студентов и потенциальных работодателей.

Благодаря крепкой дружбе выпускников разных лет БелИИЖТа – БелГУТа между нашим университетом и различными организациями были подписаны соглашения о сотрудничестве в области организации деятельности студенческих строительных отрядов, производственном, информационном и научно-техническом взаимодействии. Среди организаций, с которыми контактирует в данной сфере наш университет ООО «Тындатрансстрой» (Российская Федерация), ОАО «Трест Белтрансстрой», ОАО «Дорожно-строительный трест №2, г. Гомель» и другие.

В соответствии с соглашением студенты третьего и четвертого курсов строительного факультета специальностей «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Автомобильные дороги» проходят производственную практику в составе строительных отрядов. В период 2008 – 2013 г. они работали на строительстве федеральной автомобильной дороги «Амур», логистического комплекса «Домодедово», участка железной дороги «Нарын-Лугокан» на территории Забайкальского края Российской Федерации. В 2011 – 2012 г. строительный факультет получил приглашение от ОАО «РЖД» - Генерального спонсора Олимпийских Игр 2014 года в г. Сочи принять участие в строительстве инфраструктуры Игр в рамках третьего трудового семестра. Более 1000 студентов из железнодорожных вузов России, Армении, Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии, Казахстана, Кыргыстана, Украины приняли участие в строительстве главной транспортной артерии олимпиады – совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер-горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» протяженностью 48,5 км, включающей в себя более 80 мостов и эстакад и 12 тоннелей общей длиной 29 км.

Опыт участия в стройках подобного масштаба ОО «БРСМ» использовал при организации деятельности студенческих строительных отрядов на строительстве Белорусской атомной электростанции, которая получила статус Всебелорусской молодежной стройки. Студенты факультета в составе строительного отряда имени Марата Казея летом 2016 года работали в качестве плотников, арматурщиков, бетонщиков, геодезистов. А после работы шли сражения на спортивных и концертных площадках. Строительные отряды – это не только работа, это еще и общение, творчество, особая объединяющая атмосфера, способствующая приобретению не только профессиональных навыков, но и новых друзей и является серьезным институтом социально-трудовой адаптации молодежи.

Так как приоритетным направлением авторского проекта можно считать производственную практику в составе строительных отрядов на республиканских объектах, кроме Белорусской АЭС наши студенты принимали участие в строительстве автодорог М5 «Гомель – Минск» и М6 «Гродно – Минск», железной дороги «Минск – Ждановичи», реконструкции детской областной клинической больницы по ул. Жарковского в г. Гомеле и т.д., а также в составе экологического отряда проходили практику в Гомельском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. На производстве студотрядовцы работают под руководством опытных работников-практиков, которые активно содействуют в формировании профессиональных навыков и качеств у студенческой молодежи.

За время действия проекта накоплен достаточный опыт, чтобы говорить, что его реализация дает возможность выявления среди студентов лидеров, – людей со сформированным гражданским самосознанием и ярко выраженной патриотической позицией, способностью проявить инициативу и взять на себя ответственность за полученный результат. Большинство участников проекта после окончания университета получили распределение в организации, в которых проходили производственную практику в составе стройотрядов. Полученный ими опыт позволил многим из них сделать профессиональную карьеру и самим приглашать на производственную практику стройотряды из числа нынешних студентов.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter