Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» образована в августе 2020 года путем объединения кафедр «Экология и энергоэффективность в техносфере» и «Физика и химия», руководит кафедрой кандидат технических наук Пехота Александр Николаевич.

Кафедра «Экология и энергоэффективность в техносфере» была образована в сентябре 2016 года после объединения кафедр «Экология и рациональное использование водных ресурсов» и «Энергоэффективные технологии на транспорте».

В 2016 г. под руководством заведующего кафедры Вячеслава Михайловича Овчинникова на кафедре началась подготовка студентов по уникальной для Республики Беларусь специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», которая относится к направлению образования в области энергоаудита в рамках профиля подготовки специалистов с высшим образованием. Введение новой специальности явилось реакцией на такую глобальную тенденцию, как необходимость развития энергоресурсосбережения в нашей стране и его активное внедрение в различные производственные процессы.

Энергосбережение из сугубо управленческого уклона получает существенный технический уклон и становится высокотехнологичной дисциплиной, необходимой для повышения конкурентоспособности предприятий за счет применения энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования. Всему этому способствовало создание кафедры «Энергоэффективные технологии на транспорте» (01.09. 2011) по инициативе В.М. Овчинникова, которую он в то время возглавлял. С момента создания до момента объединения на кафедре работали к.т.н., доценты Колдаева С. Н., Макеев В. В., ст. преподаватели Мокренко (Евминова) И. М., Слесаренко В. А., зав. лабораторией Бороденок Е. К.

Стоит отметить, что В.М. Овчинников на протяжении многих лет работы в нашем университете (более 50 лет), являясь в разные годы заведующим кафедрой, а в настоящее время - руководителем научно-исследовательского центра «Экологическая безопасность и энергосбережение на транспорте», посветил долгие годы решению проблем энергетической и экологической безопасности, а также повышению энергосбережения на транспорте и предприятиях промышленности.

С сентября 2019 г. по август 2020 г. руководство кафедрой «Экология и энергоэффективность в техносфере» осуществлял кандидат технических наук Пехота Александр Николаевич.

Кафедра «Физика» была образована в октябре 1953 года.  Долгие годы кафедрой «Физика» заведовал профессор Владимир Яковлевич Матюшенко (1941–2009) – один из авторов научного открытия «Явление образования насыщенной водородом зоны в подповерхностном слое металла при трении». В период 2009 - 2015 года заведующим кафедрой «Физика» являлся Владимир Александрович Зыкунов – специалист в области физики элементарных частиц, участник нескольких экспериментальных программ в физике высоких энергий: CMS LHC (Большой адронный коллайдер), E-158 (SLAC, Стэнфордский линейный ускоритель) и MOLLER (лаборатория им. Джефферсона, JLab).

В 1990 году на кафедре был введен курс «Радиационная безопасность» и создана новая лаборатория радиационной безопасности, оснащенная необходимым для работы студентов оборудованием и компьютерами для обработки результатов. С тех пор на кафедре подготовлены и изданы учебные пособия и практикум по ядерной физике и радиационной безопасности, допущенные Министерством образования Республики Беларусь для использования в ВУЗах (доцент В.А. Савастенко), а также и учебно-методическое пособие «Основы радиационной безопасности» (доцент В.Г. Родненков).  

В январе 2016 года кафедра «Физика» и кафедра «Химия» путем слияния были реорганизованы в кафедру «Физика и химия». Заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор Неверов Александр Сергеевич. С 2019 года кафедру возглавляла доктор технических наук, профессор Кудина Елена Федоровна.

Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» - одно из крупных и авторитетных подразделений вуза, поддерживающего связи с предприятиями города и области, а также университетами ближнего и дальнего зарубежья, где преподаватели принимают участие в международных конференциях и семинарах.

foto kafКоллектив кафедры и научно-исследовательского центра «Экологическая безопасность и энергосбережение на транспорте» (январь 2016 г.)

В настоящее время кафедра выпускает инженеров-строителей по специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» для производственно-технологической, проектной и исследовательской деятельности в области систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также для работы на строительстве и эксплуатации очистных и гидротехнических сооружений.

foto2
foto3

Экскурсия студентов специальности СВ на ТЭЦ-2

foto2
foto3

Экскурсия на очистные сооружения РУП «Белоруснефть-Особино»

Выпускники кафедры достойно пополняют коллективы очистных сооружений различных городов Беларуси, работают в составах творческих коллективов проектных институтов, трудятся на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства города, области и республики.

С 1997 год кафедра выпустила более 500 специалистов, из которых более 60 человек получили диплом с отличием.

С 1998 года более 60 студентов являлись именными стипендиатами.

foto5Защита дипломных проектов в университете и на филиале кафедры КПУП «Гомельводоканал»

На кафедре уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров системы высшего образования. Ежегодно на кафедре осуществляется руководство магистрантами по очной и заочной форме обучения.

В 2015 году открыта специальность 1-43 01 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» (специализация 1-43 01 06 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент на транспорте»).

Кафедра принимает активное участие в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды.

Помимо образовательного процесса большое внимание уделяется всестороннему развитию личности. С этой целью организуется посещение различных культурных мероприятий, памятных мест Гомеля и Республики Беларусь.

foto6Экскурсия на Аллею Героев в Студенческий сквер по улице Советской и посещение III Национального форума "Музеи Беларуси"

Стало хорошей традицией ежегодное проведение совместно с областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды экологических акций по охране окружающей среды, в рамках которых студентами-волонтерами очищены береговые территории реки Сож в местах отдыха, что, несомненно, способствует формированию у студентов любви к родному краю, бережному отношению к природе и ее ресурсам.

foto7

Кафедрой ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чернобыль - наша боль».

foto8Участники конференции «Чернобыль – наша боль»

Работа кафедры развивается в соответствии с требованиями научно-технического прогресса дорожной отрасли. Важнейшие научные исследования кафедры связаны с разработкой компьютерных инновационных технологий в области проектирования и реконструкции железных дорог: их электрификации и проектирования вторых путей на однопутных участках Белорусской железной дороги, введение скоростного движения пассажирских поездов; с созданием цифровых карт железнодорожных узлов и рельефа местности для дальнейшего проектирования и реконструкции дорог; с изыскательскими работами по обследованию несущей способности зданий и сооружений Гомеля и Гомельского региона.

Наряду с ними особую значимость приобретают исследования, связанные с разработкой методов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие дорожной сети.

Основными направлениями научной деятельности преподавателей кафедры являются:

  • обоснование проектных решений при реконструкции железных дорог для скоростного движения пассажирских поездов (Дубровская Т.А., Довгелюк Н.В.), поездов межобластного значения (Ахраменко Г.В.), электрификации и строительства вторых путей на Белорусской железной дороге (Довгелюк Н.В., Ахраменко Г.В.);
  • разработка методики оценки экономической эффективности формирования сети пунктов взаимодействия пригородных железных дорог и метрополитена (Вербило В.А.);
  • создание цифровой карты Брестского железнодорожного узла (Головнич А.К., Кожедуб С.С.);
  • теоретическое обоснование выбора схемы пересечений железных дорог с автомобильными (Довгелюк Н.В.);
  • геодезические работы при обследовании несущих конструкций сооружений по Гомелю и Гомельской области (дворцово-паркоый ансамбль, Гомельский строительный лицей, издательско-полиграфическое предприятие «Сож» и др.( Атрошко Е.К., Марендич В.Б.);
  • использование резиновой крошки в асфальтобетонной смеси при строительстве аэродомов и новых автомобильных дорог (Темников Е.А.).

Дальнейшую свою научную работу кафедра видит в продолжении и совершенствовании приведенных выше инновационных методов и технологий проектирования новых и реконструкции существующих железных и автомобильных дорог, а также:

  • выбор технических параметров реконструкции железных дорог для скоростного движения пассажирских поездов с учетом неопределенности (Орша-Минск-Негорелое);
  • обоснование параметров плана железнодорожной линии и разработка технико-экономического обоснования и внедрения скоростного движения пассажирских поездов с использованием вагонов с наклоном кузова;
  • восстановление параметров железнодорожного пути по результатам его цифровой съемки;
  • использование систем спутникового ориентирования в геодезии и реконструкции железных и автомобильных дорог.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».

Кафедра «Геодезия» была создана в 1953 году. Первым ее заведующим был ректор университета, к.т.н., доцент Петрукович А.А. С 1954 года кафедру возглавляли: профессора Лебедев С.М. (1954 – 1962 гг.) и Купчинов И.И. (1960 – 1977 гг.), доценты Иванова М.М. (1977 – 1987 гг.) и Атрошко Е.К. (1987 – 1991 гг.). Практически с момента основания на кафедре работали доцент Процко Д.В., старший преподаватель Виленский В.Р., ассистенты Абушенко Н.В., Аксамитов П.Г., Корпачев Л.А., Левин Н.М. В период с 1992 по 2006 годы кафедра «Геодезия» входила в состав кафедр «Инженерная геология, основания и фундаменты», «Станции и узлы», «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».

Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог» образована в 1954 году. Первым заведующим кафедрой был доцент Зайцев П.Ф., который возглавлял ее до 1973 года. В последующие годы кафедрой руководили доценты Акимов В.И. (1973 – 1975 гг.), Шульпенков В.М. (1975 – 1984 гг.), Вербило В.А. (1984 – 1985 гг.), Довгелюк Н.В. (1985 – 1987 гг.). По стабильности преподавательского состава кафедра занимала ведущее место в вузе. С момента ее основания на кафедре, кроме названых выше, работали доценты Раскин А.М., Ахраменко Г.В., старший преподаватель Зайцева Т.Н. В 1987 году в состав кафедры вошли несколько преподавателей кафедры «Строительное производство» (доценты Нехорошев Ю.П., Томберг К.И., старший преподаватель Лапицкий А.А., ассистент Кныш В.П.) и кафедра стала называться «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». Эту кафедру с января 1987 года до ноября 1994 года возглавляла доцент Довгелюк Н.В. В ноябре 1994 года кафедра была объединена с кафедрой «Станции и узлы» и на их базе образована кафедра «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», которую возглавляли профессор Негрей В.Я. (1994 – 1997 гг.), доценты Вербило В.А. (1997 – 1998 гг.), Подкопаев В.А. (1998 – 2005 гг.), к.т.н. Пожидаев С.А. (2005 – 2006 гг.).

   

В июле 2006 года была образована самостоятельная кафедра «Изыскания и проектирование дорог» и ее заведующим был назначен доцент Вербило В.А. С сентября 2011 года заведующая кафедрой – доцент Довгелюк Н.В. В настоящее время на кафедре ведут учебную, научную и воспитательную работу: доценты Головнич А.К., Атрошко Е.К., Ахраменко Г.В., Вербило В.А., Довгелюк Н.В., старшие преподаватели Куновская Г.М., Марендич В.Б., Сырова Н.С., Ткачев А.А., ассистенты Дралова И.П., Кожедуб С.С., Руденко Т.А. и Темников Е.А. Техническую часть учебного процесса обеспечивают заведующая лабораторией Старовойтова О.Н. С 2006 года при кафедре открыта магистратура, а с 2007 года аспирантура под руководством д.т.н., доц. Головнича А.К.

   

Кафедра работает со студентами семи факультетов из десяти, имеющихся в университете, и выпускает инженеров по специальностям «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Для обеспечения учебного процесса кафедра имеет два специализированных кабинета и аудиторию, оснащенную персональными компьютерами. Теоретические знания, полученные на кафедре, закрепляются на учебной геодезической и производственной практиках, которые студенты проходят на учебном полигоне университета, в подразделениях Белорусской железной дороги, на предприятиях дорожно-строительной отрасли и в научно-исследовательских учреждениях Республики Беларусь. В целях повышения уровня учебно-методической работы кафедра использует в учебном процессе обучающие программы, деловые игры, тематические кинофильмы, диафильмы, слайды, практикует защиту дипломных проектов на производственных предприятиях.

Коллективом кафедры за время ее существования подготовлено более 500 печатных работ, в том числе научные статьи, тезисы докладов на научно-технических конференциях, курсы лекций, учебные, учебно-методические и справочные пособия. В разные годы участвовали в написании учебников и монографий д.т.н. Купчинов И.И., Лебедев С.М., Головнич А.К. и учебных пособий доценты Петрукович А.А., Вербило В.А., изданных в центральных издательствах Москвы и Минска. Доцент Довгелюк Н.В. является одним из разработчиком ныне действующих СНиП по проектированию железных дорог колеи 1520 мм Российской Федерации.

Серьезное внимание кафедра уделяла и уделяет научно-исследовательской работе студентов. Научные работы студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно занимали призовые места на республиканских конкурсах, а в 1988 году работа, выполненная под руководством доцентов Шульпенкова В.М., Довгелюк Н.В. и старшего преподавателя Зайцевой Т.Н. заняла первое место на всесоюзном конкурсе.

Большой вклад ученые кафедры внесли в разработку важнейших направлений развития транспорта и транспортной науки. Они принимали участие в разработке генеральных схем развития железнодорожных узлов Белоруссии на перспективу, основных принципов построения высокоскоростных железнодорожных магистралей, теории и практики проектирования трассы, плана и профиля новых и реконструируемых железных дорог, проектирования пересечений железных дорог с другими путями сообщения. Ими были выполнены исследования геодезических построений на транспорте, геодезического обеспечения проектов транспортных конструкций и производственных зданий, оптимизации геодезических методов определения осадок и деформаций железнодорожных и промышленных сооружений. В 2005 году ассистент Ткачев А.А. выполнял съемочные работы электронным тахеометром на строительстве Национальной библиотеки Республики Беларусь.

В последние годы под руководством д.т.н., доц. А.К. Головнича проводится большая работа по автоматизированному проектированию транспортных коммуникаций Беларуси.

Преподавателями кафедры постоянно ведется воспитательная работа среди студентов, в учебных аудиториях, на объектах практики, в факультетском общежитии. Пять преподавателей кафедры являются кураторами студенческих групп строительного факультета.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».

Коллектив кафедры составляет 16 сотрудников, среди которых 1 профессор, 5 доцентов, 4 старших преподавателя и 4 ассистента и преподаватель-стажер.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» готовит инженеров для транспортного и строительного комплекса Республики Беларусь, в том числе по специальностям «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Автомобильные дороги». Выпускники этой кафедры могут работать, кроме того, на строительстве промышленных и жилых зданий и сооружений и в проектных организациях соответствующего профиля.

На кафедре работают высококвалифицированные педагоги и научные работники, в том числе один доктор технических наук, доцент и четыре кандидатов технических наук, доцентов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры занимается разработкой важнейших направлений развития транспорта и транспортной науки, в том числе вопросами организации высокоскоростного движения поездов на Белорусской железной дороге; теории и практики проектирования плана и профиля железных и автомобильных дорог; геодезического обеспечения проектов транспортных конструкций и производственных зданий.

В последние годы под руководством доктора технических наук, доцента Головнича А.К. проводится большая работа по автоматизированному проектированию транспортных коммуникаций Беларуси.

Кафедра ведет учебные занятия по следующим основным специальным дисциплинам:

  • Изыскания и проектирование железных дорог;
  • Проектирование автомобильных дорог;
  • Инженерная геодезия;
  • Пути сообщения и их транспортные качества;
  • Автоматизированное проектирование дорог;
  • Автоматизированное проектирование автомобильных дорог;
  • Городские улицы и дороги;
  • Геодезические работы в автодорожном строительстве;
  • Спецкурс по геодезии;
  • Надежность автомобильных дорог и безопасность дорожного движения;
  • Реконструкция и взаимодействие железных дорог с городскими путями сообщения;
  • САПР автомобильных дорог;
  • Геодезия и фотограмметрия;
  • Кадастр и оценка земельной собственности;
  • Основы управления интеллектуальной собственностью.

Кафедра «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» образована 10 октября 2017 путем объединения кафедр «Строительство и эксплуатация дорог» и «Изыскания и проектирование дорог».

Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» была организована на строительном факультете в 1994 году. Преподавательский состав кафедры был сформирован из преподавателей кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог» и преподавателей кафедры «Дороги и дорожно-строительные машины». Предшественниками кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» по закрепленным за ней в настоящее время циклам дисциплин являются:

  • кафедра «Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство» строительного факультета, созданная в 1954 г. С 1959 г. кафедра называлась «Путь и путевое хозяйство», а в 1993 г. была переименована в кафедру «Дороги и дорожно-строительные машины»;
  • кафедра «Строительное производство» факультета ПГС, образованная в 1965 г. В 1980 году из ее состава выделилась кафедра «Строительство железных дорог», объединенная в 1987 году с кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» и получившая название «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». В таком составе кафедра продолжала работать до 1993 года.

Сотрудничество этих двух кафедр обеспечивало подготовку специалистов для работы в двух отраслях народного хозяйства – в строительстве и на транспорте. Такая концепция реализовывалась в обучении студентов специальности «Строительство железных дорог», которая затем была переименована в «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». С 1992 года кафедра осуществляет подготовку инженеров по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», которая была переименована в «Автомобильные дороги»

Организаторами и руководителями кафедр в прошлом являлись:

  • «Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Путь и путевое хозяйство» – первый ректор БелИИЖТа, к.т.н., доцент Петрукович А.А.; к.т.н., доценты Скрежендевский Е.В., Смыков Е.К., Войтович Е.И., Бубликов Н.В.;
  • «Строительное производство» – к.т.н., доценты Моллот А.Г., Буй В.И., Нехорошев Ю.П.;
  • «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» – к.т.н., доценты Довгелюк Н.В., Акимов В.И., Шульпенков В.М.;
  • «Дороги и дорожно-строительные машины» – к.т.н., доцент Бубликов Н.В.;
  • «Строительство и эксплуатация дорог» – к.т.н., доценты Бубликов Н.В., Матвецов В.И., Томберг К.И., к.т.н., доцент Ковтун П.В.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».

Кафедра «Геодезия» была создана в 1953 году. Первым ее заведующим был ректор университета, к.т.н., доцент Петрукович А.А. С 1954 года кафедру возглавляли: профессора Лебедев С.М. (1954 – 1962 гг.) и Купчинов И.И. (1960 – 1977 гг.), доценты Иванова М.М. (1977 – 1987 гг.) и Атрошко Е.К. (1987 – 1991 гг.). Практически с момента основания на кафедре работали доцент Процко Д.В., старший преподаватель Виленский В.Р., ассистенты Абушенко Н.В., Аксамитов П.Г., Корпачев Л.А., Левин Н.М. В период с 1992 по 2006 годы кафедра «Геодезия» входила в состав кафедр «Инженерная геология, основания и фундаменты», «Станции и узлы», «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».

Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог» образована в 1954 году. Первым заведующим кафедрой был доцент Зайцев П.Ф., который возглавлял ее до 1973 года. В последующие годы кафедрой руководили доценты Акимов В.И. (1973 – 1975 гг.), Шульпенков В.М. (1975 – 1984 гг.), Вербило В.А. (1984 – 1985 гг.), Довгелюк Н.В. (1985 – 1987 гг.). По стабильности преподавательского состава кафедра занимала ведущее место в вузе. С момента ее основания на кафедре, кроме названых выше, работали доценты Раскин А.М., Ахраменко Г.В., старший преподаватель Зайцева Т.Н. В 1987 году в состав кафедры вошли несколько преподавателей кафедры «Строительное производство» (доценты Нехорошев Ю.П., Томберг К.И., старший преподаватель Лапицкий А.А., ассистент Кныш В.П.) и кафедра стала называться «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». Эту кафедру с января 1987 года до ноября 1994 года возглавляла доцент Довгелюк Н.В. В ноябре 1994 года кафедра была объединена с кафедрой «Станции и узлы» и на их базе образована кафедра «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», которую возглавляли профессор Негрей В.Я. (1994 – 1997 гг.), доценты Вербило В.А. (1997 – 1998 гг.), Подкопаев В.А. (1998 – 2005 гг.), к.т.н. Пожидаев С.А. (2005 – 2006 гг.).

В июле 2006 года была образована самостоятельная кафедра «Изыскания и проектирование дорог» и ее заведующим был назначен доцент Вербило В.А. С сентября 2011 по октябрь 2017 года кафедрой руководила – доцент Довгелюк Н.В.

Студенты на практике изучают технологический процесс

Студенты на практике изучают технологический процесс

Кожедуб С.С. и Головнич А.К. участвуют в работе секции международной научно-технической конференции

Кожедуб С.С. и Головнич А.К. участвуют в работе секции международной научно-технической конференции

Доцент Вербило В.А. выступает с докладом на международной научно-технической конференции

Доцент Вербило В.А. выступает с докладом на международной научно-технической конференции

Объявление результатов защиты дипломных проектов

Объявление результатов защиты дипломных проектов

Старший преподаватель Жуковец А.Г. ведет занятия у студентов V курса

Старший преподаватель Жуковец А.Г. ведет занятия у студентов V курса

Студенты V курса производят измерения на учебном стрелочном переводе 
под руководством Цыганкова В.Г.

Студенты V курса производят измерения на учебном стрелочном переводе под руководством Цыганкова В.Г.

Высокое качество образовательного процесса обеспечивают 7 кандидатов наук, 8 старших преподавателей. За кафедрой закреплены более 70 дисциплин. Кафедра организует работу государственных экзаменационных комиссий (по специальностям кафедры) для сдачи государственного экзамена и (или) защиты дипломных проектов.

pseto

Кафедра «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» является выпускающей и осуществляет подготовку:

- начиная с 2023 года приема согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:

  1. инженеров по специальностям (общее и специальное высшее образование):
  2. магистров (углубленное высшее образование) по специальностям 7-06-0732-01 «Строительство» и 7-06-0715-01 «Транспорт».

- начиная с 2025 года приема согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:

инженеров по специальности:

  • 7-07-0732-03 «Строительство транспортных коммуникаций» (профилизация: строительство и управление техническим состоянием дорожной инфраструктуры) с присвоением степени магистр и квалификации инженер-строитель.

по 2022 год приема согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»:

инженеров по специальностям (I ступень высшего образования):

  • 1-37 02 05 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» с присвоением квалификации инженер путей сообщения-строитель;
  • 1-70 03 01 «Автомобильные дороги» с присвоением квалификации инженер-строитель.
  • 1-40 05 01 «Информационные системы и технологии (в проектировании и производстве)» с присвоением квалификации инженер-программист.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры являются:

  • Исследование надежности и долговечности конструкций зданий и сооружений, включая:
    • исследование свойств композитной арматуры;
    • исследование свойств анизотропных грунтов – намывных, искусственно уплотненных, армированных синтетическими материалами;
    • совершенствование конструкции плиты безбалластного мостового полотна и узла их сопряжения с главными продольными балками на железнодорожных мостах Белорусской железной дороги;
    • разработка прогрессивных конструкций (сборно-монолитных плит перекрытия и коробчатых фундаментов) для эффективного использования при строительстве КПД;
    • применение самонапрягающегося бетона для буронабивных свай.
  • Моделирование хлоридной агрессии на высококачественный бетон для обеспечения расчетного срока эксплуатации.

Кафедра является одним из разработчиков СНБ-5.01.01-99 «Основания фундаментов зданий и сооружений» и пособия к нему «Проектирование и устройство фундаментов машин с динамическими нагрузками», а также пособия «Оценка степени износа зданий и сооружений» к СНБ «Здания и сооружения. Требования к техническому состоянию и обслуживанию конструкций и инженерных систем, оценка их пригодности к эксплуатации».

По заданию Службы пути разработан стандарт "Технологические правила по ремонту каменных, бетонных и железобетонных конструкций железнодорожных мостов и труб на Белорусской железной дороге".

Для более тесного сотрудничества преподавателей кафедры с производством открыт филиал кафедры в коммунальном проектно-изыскательском предприятии «Институт «Гомельоблстройпроект».

В рамках государственной программы ГПОФИ "Поверхность 1.54" выполнена исследовательская работа "Использование физико-химических методов определения деструкции наполненных силикатных материалов, работающих в специфических агрессивных средах, для оценки состояния конструкций и разработка методов, направленных на увеличение их долговечности".

В рамках государственной программы научных исследований «Строительные материалы и технологии» по заданию 9.2 «Разработка теории и методологии создания строительных материалов с высокими потребительскими свойствами на заданный срок службы, научных принципов создания импортозамещающих экологически чистых строительных материалов и технологий, обеспечивающих энергоэффективность и эксплуатационную надежность» выполняется госбюджетная тема «Моделирование хлоридной агрессии на высококачественный бетон для обеспечения расчетного срока эксплуатации».

При исследовании надежности и долговечности конструкций зданий и сооружений проведено обследование состояния строительных конструкций зданий и сооружений большого количества разных объектов народного хозяйства. Например:

  • Объекты сельского хозяйства: здания и сооружения подсобных хозяйств ОАО "Тихиничи", РУП "СПО "Химволокно", РУП "Совхоз-комбинат "Заря", КДСУП "Заря Полесья", РУП "Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш" и др.;
  • Министерства образования: здания детских садов, школ, училищ, техникумов и университетов (более 100 объектов);
  • Министерства здравоохранения: Гомельская областная детская клиническая больница; пульмоно-фтизиатрический диспансер в г. Речица; поликлиника УВД; Лоевская районная больница; железнодорожная поликлиника; Гомельская областная железнодорожная больница; больница в д. Юровичи; Терюхский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов; Кормянская ЦРБ и др.;
  • Министерства культуры и спорта: здания и сооружения Отдела по физической культуре, спорту и туризму Речицкого райисполкома; бассейн в г. Бобруйске, здание Гомельского театра кукол; Дворец легкой атлетики в г. Гомеле; Драмтеатр; Дома культуры в п. Коммунар, в н.п. Прибытки, в н.п. Иваки, в н.п. Севруки, в н.п. Березки; Гомельский госцирк; музей в н.п. Поколюбичи и др.;
  • Жилищного строительства: жилые дома в г. Гомеле и районных центрах Гомельской области (около 100 объектов).

К выполнению обследований приобщаются студенты старших курсов. Сочетая научную и практическую работу, студенты непрерывно пополняют свои знания по таким дисциплинам, как железобетонные, каменные, металлические конструкции; конструкции из дерева и пластмасс; механика грунтов, основания и фундаменты. Все это позволяет сблизить учебный процесс с запросами производства и улучшить качество подготовки будущих инженеров.

В настоящее время кафедра "Строительные конструкции, основания и фундаменты" является сформировавшимся учебно-научным подразделением БелГУТа, способным решать сложные инженерные задачи по обучению и воспитанию студентов, развивать науку, осуществлять подготовку специалистов XXI века.

Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты» является одной из старейших в Белорусском государственном университете транспорта. Она образована 6 февраля 1958 г. в составе факультета "Промышленное и гражданское строительство" и первоначально называлась «Строительные конструкции, мосты и тоннели, механика грунтов, основания и фундаменты». Свою деятельность молодая кафедра начала небольшим коллективом преподавателей и сотрудников учебно-вспомогательного персонала в составе: к.т.н., доцента Герасимова А.Е., старших преподавателей Долгачева Н.Ф. и Писанова В.Н., ассистента Другова Л.И., к.т.н., доцента Талашманова И.А., к.т.н., ассистента Яшина В.Ф. Руководство кафедрой по июль 1959 г. осуществлял ст. преподаватель Писанов В.Н, а затем – к.т.н., доцент Талашманов И.А. (август 1959 г. – июль 1965 г.). В этот период преподаватели кафедры провели огромную работу по созданию ее учебно-методической, материально-технической и научной базы. Были составлены учебные планы, подготовлены в соответствии с ними лекционные курсы, методические пособия, стенды и плакаты, установлено и приведено в рабочее состояние лабораторное оборудование. Много внимания уделялось на кафедре повышению педагогического мастерства преподавателей и качественной подготовке и проведению учебных занятий. Для этого привлекались ведущие ученые и специалисты строительного комплекса. Так, для чтения лекций был приглашен д.т.н., чл.-корр. Академии строительства и архитектуры СССР Макарочкин М.Ф.

С изменением структуры и задач, решаемых строительной отраслью, в 1965 г. на базе кафедры и дисциплин «Механика грунтов, основания и фундаменты», «Инженерная геология» была создана новая кафедра «Инженерная геология, основания и фундаменты», а ранее существовавшая кафедра «Строительные конструкции, мосты и тоннели, механика грунтов, основания и фундаменты» стала называться «Строительные конструкции и мосты».

Кафедру «Инженерная геология, основания и фундаменты» возглавил д.геол.-мин.наук, профессор Седенко М.В. (сентябрь 1965 г. – июль 1975 г.). Под его руководством преподавательский и учебно-вспомогательный персонал продолжили работу по повышению качества учебного процесса и обеспечению не только глубоких теоретических, но и практических знаний, укреплению производственных связей со многими строительными предприятиями г. Гомеля. Профессором Седенко М.В. основана научная школа, на базе которой подготовлено не одно поколение талантливых инженеров и научных работников.

Доцент Тихомирова А.И. проводит лабораторную работу по испытаниям грунтов

С июля 1975 г. по март 1986 г. руководство кафедрой было возложено на к.т.н., доцента, впоследствии д.т.н., профессора Вотякова И.Ф. – крупного ученого в области механики грунтов, оснований и фундаментов. При его непосредственном и активном участии была обновлена лабораторная база кафедры, разработаны новые демонстрационные макеты и модели по изучению режимов работы фундаментов, а также проведены исследования по осуществлению строительства в сложных грунтовых условиях. Это способствовало дальнейшему развитию теории и практики фундаментостроения в условиях сильно сжимаемых, структурно-неустойчивых водонасыщенных грунтов. Коллективом кафедры под руководством Вотякова И.Ф. была разработана теория нелинейной консолидации слабых грунтов, что позволило удешевить строительство и реконструкцию многих зданий и сооружений, в т.ч. завод литья и нормалей, ДОК г. Гомеля, Добрушская фарфорофаянсовая фабрика. Помимо этого заведующим кафедрой были разработаны методы строительства фундаментов на намывных грунтах, которые широко использовались при возведении микрорайона «Волотова» в г. Гомеле.

В 1986 г. заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор Кудрявцев И.А. (апрель 1986 г. – июнь 1992 г.) – известный ученый в области динамики грунтов и долговечности строительных конструкций не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Возглавляемый им коллектив выполнил большую работу по активизации творческой, профессиональной деятельности студентов, усилилась компьютеризация учебного процесса. Создается комплекс обучающих программно-методических средств и банка данных по специальным дисциплинам, много внимания уделяется поддержанию и укреплению прямых контактов с научно-исследовательскими и строительными организациями. В составе кафедры в это время работали: д.т.н., профессора Вотяков И.Ф., Кудрявцев И.А., к.геол.-мин.н., доценты Тихомирова А.И., Трацевская Е.Ю., старшие преподаватели Пироговский Н.Н., Левина Н.Т.

Заведующий кафедрой Кудрявцев И.А. и старший преподаватель Талецкий В.В.
в г. Усинске на полевых испытаниях грунтов

Кафедру «Строительные конструкции и мосты» возглавил к.т.н., доцент Долгачев Н.Ф. (август 1965 г. – июль 1973 г.). Под его руководством коллективом кафедры проведена большая работа по подготовке учебно-методической базы и планированию научных исследований, охватывавших широкий круг вопросов, касающихся изучения свойств строительных материалов, характера эксплуатационных факторов, влияющих на долговечность и прочность строительных конструкций.

Кафедра «Строительные конструкции и мосты» в неполном составе (слева направо):
Иванов В.А., Другов Л.И., Ребеко В.Я., Чепурной И.Н., Писанов В.Н.

В 1973 г. заведующим кафедрой был избран к.т.н., доцент Инютин И.С. (июль 1973 г. – сентябрь 1980 г.). Коллектив кафедры продолжил работу по дальнейшему совершенствованию системы подготовки инженерных кадров, активно включая в учебный процесс новые формы и методы обучения и воспитания. Среди них наиболее значимыми являются: применение ЭВМ в курсовом и дипломном проектировании, оказание помощи студентам в выборе тем и разработке реальных дипломных проектов, привлечение для проведения занятий ведущих специалистов производства. Кафедра первой на факультете ПГС освоила ЭВМ и внедрила выполнение трудоемких статических расчетов поперечных рам в курсовых проектах по железобетонным и металлическим конструкциям на ЭВМ "Минск-22" (1971 г.).

В 1980 г. кафедру возглавил к.т.н., доцент Чепурной И.Н. (октябрь 1980 г. – июнь 1986 г.). Под его руководством созданы основные лабораторные установки, крайне необходимые для проведения научно-исследовательской работы как студентов, так и преподавателей. Первоначально кафедра располагала одной лабораторией «Строительные конструкции», где находились мощные прессы, приборы и установки для испытания конструкций, проходили лабораторные работы. В 1984 г. была построена новая лаборатория, в которой по разработанным сотрудниками кафедры чертежам был устроен силовой пол, что делало возможным проведение испытаний моделей разных строительных конструкций. Материалы для строительства лаборатории приобретались наряду с бюджетным финансированием и за счет хоздоговорных тем, выполняемых кафедрой по заявкам предприятий города и области. Помимо этого на кафедре продолжалась работа по внедрению в учебный процесс ЭВМ. Так, преподавателями было включено в учебный процесс выполнение расчетов на ЭВМ нового поколения "Наири-3-2" (1983 г.) и освоен курс лекций «Основы автоматизированного проектирования в строительстве» (лекторы – к.т.н., доценты Чепурной И.Н. и Ребеко В.Я.). С появлением персональных компьютеров и демонтажом больших ЭВМ на вычислительном центре БелИИЖТа при кафедре был организован компьютерный класс.

В 1986 г. заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент, впоследствии профессор Золотухин Ю.Д. (июль 1986 г. – июль 1992 г.). Много внимания уделял научно-исследовательской работе. Он является одним из авторов метода ускоренного твердения железобетонных конструкций, который успешно прошел испытания и был внедрен на заводе ЖБИ для утепленных камер. Это позволило обеспечить экономию тепловой энергии. На ВДНХ СССР Золотухин Ю.Д. за эту работу был отмечен серебряной медалью. Для хранения сельхозтехники и строительства складов, кормоцехов и других зданий им были разработаны и внедрены на практике железобетонные рамы с повышенными стойками. Эта работа также получила серебряную медаль на ВДНХ СССР. Научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность к.т.н., профессора Золотухина Ю.Д. получила широкое признание, как в Беларуси, так и за ее пределами. Им получено 9 авторских свидетельств на изобретения в области строительных конструкций. Он автор ряда учебных и учебно-методических пособий, написанных им лично или в сотрудничестве с преподавателями кафедры.

На практических занятиях по строительным конструкциям доценты Н.Ф. Долгачев и В.Я. Ребеко

На протяжении существования кафедры «Строительные конструкции и мосты» выполнена большая работа по организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов над курсовыми проектами и работами по ступенчатому графику. Его эффективность подтверждается неоднократными призовыми местами, которые занимали студенты факультета «Промышленное и гражданское строительство» на республиканском конкурсе по специальности в городе Бресте.

В июне 1992 г. обе кафедры были объединены в одну – «Строительные конструкции, основания и фундаменты», заведующим которой был назначен д.т.н., профессор Кудрявцев И.А., который являлся членом УМО по строительным специальностям РБ и транспортных вузов СНГ, членом экспертного совета БелВАК РБ, членом совета по защите докторских (при Белорусском национальном техническом университете) и кандидатских (при Белорусском государственном университете транспорта) диссертаций.

Образование новой кафедры позволило сблизить учебный процесс с запросами производства, улучшить качество подготовки будущих инженеров, привить им навыки практической деятельности. По разработкам кафедры возведен ряд зданий и сооружений в сложных инженерно-геологических условиях на экономичных фундаментах, позволивших заметно снизить стоимость строительства, сэкономить материальные ресурсы (авторы – д.т.н., профессора Вотяков И.Ф. и Кудрявцев И.А., к.т.н., доцент Другов Л.И.); по заказу руководства города кафедрой были разработаны проекты реконструкции Полесского путепровода (Другов Л.И.), реконструкции завода ЖБИ Дорстроймонтажтреста (Золотухин Ю.Д.). Выполненные работы позволили получить важные для практики выводы.

Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты» (1998 г.)
Слева направо: 1-й ряд – Пироговский Н.Н., Прасол В.Д., Вотяков И.Ф.,
Трацевская Е.Ю., Золотухин Ю.Д., Голдобина Н.М., Другов Л.И.
2-й ряд – Лагойкина Е.И., Ребеко В.Я., Зайцев С.И., Дзирко С.В.,
Кудрявцев И.А., Пироговский К.Н., Беспалова М.В., Талецкий В.В., Морозова Г.Г.

После ухода из жизни профессора И.А. Кудрявцева, в 2003 году кафедру возглавил к.т.н., доцент В.В. Талецкий. Сегодня кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты» является одним из ведущих структурных подразделений университета и Республики Беларусь по подготовке инженеров-строителей и выполнения научных исследований в сфере диагностики технического состояния зданий и сооружений и испытания строительных конструкций. Кафедра выполняет обследования объектов культурного, жилого, промышленного и транспортного назначения для оценки их эксплуатационной надежности как в г. Гомеле, так и в Республике Беларусь. Лаборатория кафедры оснащена современным испытательным и диагностическим оборудованием. Кафедрой выполняется большой объем научно-исследовательских работ по заказам предприятий и Белорусской железной дороги.

В настоящее время приоритетным направлением является исследование проблем прочности и долговечности зданий и сооружений. Это связано с большими объемами реконструкции и капитального ремонта гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий г. Гомеля, Гомельской области и Республики в целом. Эти работы требуют определения состояния строительных конструкций существующих зданий и рекомендаций по их дальнейшему использованию.

Проведены экспериментально-теоретические исследования работы сборно-монолитного перекрытия для крупнопанельных домов с шестиметровым шагом поперечных стен. Запроектировано перекрытие в виде неразрезной, сборно-монолитной плиты с использованием плит трехметровой ширины, изготовленных в стандартной опалубке. Проведено натурное испытание участка перекрытия пролетом 6,6 м и длиной 9 м на проектную нагрузку. Результаты испытания подтвердили возможность использования такого перекрытия в крупнопанельном домостроении.

Еще одним из направлений являются исследования сборных железобетонных плит безбалластного мостового полотна на металлических мостах. Цель работ – совершенствование конструкции плит и их сопряжения с главными балками металлических мостов для улучшения эксплуатации плит и увеличения их срока службы. По результатам 2006 года предложены изменения в армировании плит, которые положительно сказались на их работе.

По заданию Службы пути разработан и введен в действие стандарт организации СТП 09150.56.113–2009 «Конструкции каменные, бетонные и железобетонные железнодорожных мостов и труб на Белорусской железной дороге. Правила по ремонту».

В период с 2002 по 2005 гг. выполнена госбюджетная тема по линии Минобразования «Исследование физико-химических методов определения деструкции наполненных силикатных материалов, работающих в специфических агрессивных средах, для оценки состояния конструкций и разработка методов, направленных на увеличение их долговечности».

В рамках государственной программы научных исследований «Строительные материалы и технологии» по заданию 9.2 «Разработка теории и методологии создания строительных материалов с высокими потребительскими свойствами на заданный срок службы, научных принципов создания импортозамещающих экологически чистых строительных материалов и технологий, обеспечивающих энергоэффективность и эксплуатационную надежность» выполняется госбюджетная тема «Моделирование хлоридной агрессии на высококачественный бетон для обеспечения расчетного срока эксплуатации» (срок выполнения 2011–2013 гг.) (научный руководитель к.т.н., доцент Талецкий В.В.).

Результаты исследований докладывались на конференциях и апробированы в трудах Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья. Кафедра поддерживает научные контакты с рядом вузов Республики Беларусь, России и Украины.

Для организации научно-исследовательской работы студентов на кафедре «Строительные конструкции, основания и фундаменты» создано 8 кружков, работу в которых возглавляют ведущие преподаватели кафедры: доценты Талецкий В.В. и Ребеко В.Я., ст. преподаватели Прасол В.Д., Пироговский К.Н., Этин П.Ю., Беспалова М.В., ассистенты Довыденко Д.В. и Невейков А.Н.

Около 20 студентов ежегодно участвуют в научно-исследовательских, хоздоговорных работах, студенческих научных кружках. Результаты работы студенческих кружков докладываются на студенческих научно-технических конференциях, публикуются статьи в студенческих сборниках, доклады посылаются на республиканский конкурс. Кроме этого, студенты, проявившие склонность к научно-исследовательской работе и желающие посвятить себя педагогической деятельности, могут продолжить учебу в магистратуре, которая открыта при кафедре по специальностям «Строительные конструкции» и «Основания и фундаменты».

Преподаватели кафедры активно участвуют в подготовке студентов к международному конкурсу студентов по специальности 1–70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство» в Брестском государственном техническом университете. В 2012 году команда заняла почетное II место.

В настоящее время кафедра "Строительные конструкции, основания и фундаменты" является сформировавшимся учебно-научным подразделением БелГУТа, способным решать сложные инженерные задачи по обучению и воспитанию студентов, развивать науку, осуществлять подготовку специалистов XXI века.

Кафедра «Строительные конструкции, основания и фундаменты» является выпускающей – осуществляет подготовку и выпуск инженеров по специальности "Промышленное и гражданское строительство" (инженер по проектированию, строительству и эксплуатации гражданских зданий и сооружений) по специализациям:

  • "Технология и организация строительного производства";
  • "Реконструкция и реставрация зданий и сооружений";
  • "Техническая эксплуатация зданий и сооружений".

На настоящее время на кафедре работает 12 преподавателей, среди которых 2 доцента, 6 старших преподавателей и 4 ассистента:

  • Талецкий Валентин Васильевич – заведующий кафедрой, к.т.н., доцент;
  • Ребеко Валерий Яковлевич – к.т.н., доцент;
  • Прасол Валентина Даниловна – старший преподаватель;
  • Левтринский Владимир Викторович – старший преподаватель;
  • Беспалова Марина Вячеславовна – старший преподаватель;
  • Степанова Анна Владиславовна – м.т.н., старший преподаватель;
  • Этин Павел Юрьевич – м.т.н., старший преподаватель;
  • Довыденко Денис Валерьевич – м.т.н., старший преподаватель;
  • Маркова Марина В. – ассистент;
  • Якимчик Татьяна Сергеевна – м.т.н., ассистент;
  • Попова Марина Александровна – м.т.н., ассистент;
  • Зеленая Анастасия Сергеевна – м.т.н., ассистент.

На кафедре имеются две лаборатории:

  • «Испытания строительных конструкций», где находятся пресса, приборы и установки для испытания конструкций, проходят лабораторные работы.
  • «Механика грунтов», где находятся приборы и установки для определения физико-механических свойств грунтов, проходят лабораторные работы.
     

В кабинете инженерной геологии представлена коллекция минералов, которая является одной из самых полных в Республике Беларусь.

   

Ученые и преподаватели кафедры на протяжении многих лет проводят занятия в Институте повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь, консультируют строительные организации при решении производственных задач.

Важным направлением в учебном процессе кафедры является активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу.

В настоящее время на кафедре преподаются следующие дисциплины:

  • Архитектурно-строительные конструкции;
  • Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна;
  • Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна дорог;
  • Железобетонные и каменные конструкции;
  • Инженерная геология;
  • Инженерные изыскания в строительстве;
  • Инженерные конструкции;
  • Конструкции из дерева и пластмасс;
  • Металлические конструкции;
  • Метрология и контроль качества в строительстве;
  • Механика грунтов, основания и фундаменты;
  • Мосты и сооружения на дорогах;
  • Мосты и трубы;
  • Основания и фундаменты транспортных сооружений;
  • Основы автоматизации проектирования в строительстве;
  • Проектирование мостов;
  • Проектирование ремонта зданий и специальных сооружений;
  • Реконструкция и содержание мостов;
  • Строительные конструкции;
  • Строительные конструкции транспортных сооружений;
  • Фундаменты транспортных сооружений;
  • Эксплуатационная долговечность бетона и железобетонных конструкций, арматура и арматурные работы.