Воспитание лидерских и профессиональных качеств молодежи

через участие в работе СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ

Более полувека назад зарождение и развитие студенческих строительных отрядов в Советском Союзе стало событием государственного масштаба. Всесоюзные студенческие строительные отряды (ВССО или, для краткости, стройотряды и студотряды) представляли собой комсомольскую всесоюзную программу ЦК ВЛКСМ для студентов высших и средне-профессиональных учебных заведений, формирующую временные трудовые коллективы для добровольной работы в свободное от учебы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства Советского Союза. Подобные стройотряды прежде всего направлялись на объекты, относящиеся к ударным комсомольским стройкам.

Первый трудовой семестр советских студентов прошел летом 1924 года, когда ВЦСПС и Наркомат труда и просвещения издали инструкцию о практике студентов в летнее время. Этот документ возлагал организацию труда студентов во время каникул на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях страны на комсомольские организации вузов, предписывая руководству принимающих организаций и соответствующих наркоматов и ведомств оказывать им необходимое содействие. В 1920-е годы первыми откликнулись на призыв начать трудовой семестр студенты МВТУ им. Н.Э.Баумана, а в 1933 году уже 350 тыс. представителей вузовской молодежи работали на стройках пятилетки, среди которых были Магнитка и Днепрогэс, Московский метрополитен, железная дорога Москва-Омск и т.д. Моментом возникновения студенческих отрядов в современном формате принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область (Булаевский район), где построили 16 объектов, выполнив объем работ на сумму 250 тысяч рублей. Вскоре на Целину стали прибывать студенты и из других вузов. В 1963 году появляются первые отряды в нестроительной сфере: проводники пассажирских вагонов и т.д. В 1966 году в Кремлевском Дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слет ВССО, где был принят единый для всех отрядов Устав, а в 1969 году создан центральный штаб ВССО при ЦК ВЛКСМ. Аналогичные штабы создавались и в республиканских комитетах комсомола.

Наиболее известными стройками, в которых принимали участие ВССО были: Волжский автомобильный завод (1967 г.), КАМАЗ (с 1971 г. до первого автомобиля в 1976 г.), БАМ (с 1974 г. по 1982 г.) Саяно-Шушенская ГЭС (1978 г.), инфраструктура Олимпийских игр 1980 года. Кроме этого бойцы студенческих отрядов помогали в ликвидации последствий землетрясений в городах Ташкент и Спитак. В период с 1977 по 1980 годы движение переживало свой расцвет. Всего за четыре года работы стройотрядов было охвачено более трех миллионов студентов со всего Советского Союза, а к середине 80-х годов через ВССО прошли 12,758 миллионов студентов. Благодаря студенческим отрядам были основаны города Усть-Илимск и Братск.

Без преувеличения можно сказать, что была сформирована устойчивая система вовлечения молодежи в решение важных экономических и производственных задач. Строительные отряды стали одним из эффективных инструментов трудового и патриотического воспитания молодежи, у молодых людей формировались не только навыки коллективной работы, но и лидерские качества. Не случайно, что многие из числа активных стройотрядовцев впоследствии заняли высокие ответственные посты в самых различных сферах экономики и общественной жизни страны. Деятельности стройотрядов сопутствовал проработанный церемониал; важную психологическую роль в котором играли стройотрядовская форма и символика. Как правило, на куртку бойца стройотряда нашивались шевроны учебного заведения и знак «ВССО» или знаки региональных объединений и конкретного отряда. С 1962 года для стройотрядов стали централизованно выпускать значки – сначала «Студенческая целинная стройка» (с 1962 по 1973), потом «Студенческие строительные отряды» (с 1968 по 1972) и, наконец, «Всесоюзный студенческий отряд» (с 1973 по 1992).

В Республике Беларусь в настоящее время возрождением и развитием стройотрядовского движения занимается Белорусский республиканский союз молодежи. Обращение к стройотрядовским традициям дает студентам возможность одновременно проходить производственную практику, участвовать в актуальных для государства и общества делах и заработать определенные денежные средства, а также способствует реализации концепции практико-ориентированного образования – и предприятие и будущий специалист ускоряют процесс адаптации к решению реальных производственных задач. Данную схему можно считать элементом инновационного образования, в котором треугольник «наука – образование – производство» упрочняется, так как участие в работе стройотрядов помогает закрепить знания, получаемые в аудиториях, реальной практикой, способствует трудовой и социальной адаптации студентов к будущей работе по выбранной специальности.

В рамках системы идеологической и воспитательной работы на строительном факультете Белорусского государственного университета транспорта, совместно с ОО «БРСМ» с 2008 года действует авторский проект «Воспитание лидерских и профессиональных качеств молодежи через участие в работе студенческих строительных отрядов».

Руководство факультета, выпускающие кафедры «Строительство и эксплуатация дорог», «Изыскания и проектирование дорог» и штаб трудовых дел проводят направленную работу по организации проведения производственной практики студентов в составе строительных отрядов, если выполняемая студентами работа соответствует профилю специальности, по которой они обучаются.

Одновременно с этим участие в стройотряде является стимулирующим фактором учебного процесса, поскольку позволяет как предоставлять участникам индивидуальный срок прохождения текущей аттестации, так и отбирать студентов по среднему баллу экзаменационной сессии. Кроме того бойцы отрядов проходят обучение основам трудового законодательства по охране труда и технике безопасности, безопасным методам производства работ со сдачей экзаменов, а также медицинскую комиссию на профпригодность. В дальнейшем за организацию всей деятельности отряда отвечает командир, выбираемый их числа студентов, обладающих лидерскими качествами. Эффективность работы каждого бойца отряда и размер заработной платы рассчитывается по коэффициенту его трудового участия, что также является стимулом в данной сфер

Стройотряды для нас – неотъемлемая часть учебного процесса, это полноценная производственная практика. Студенческая молодежь факультета, продолжая лучшие традиции, берет на вооружение главные ценности стройотрядовского движения: умение работать в команде, сплочение в интересах общего дела, патриотизм и гордость за свою страну, высокие нравственные качества, лидерство, инициативу и профессионализм. Время доказало, что строительные отряды – эффективная форма сотрудничества студентов и потенциальных работодателей.

Благодаря крепкой дружбе выпускников разных лет БелИИЖТа – БелГУТа между нашим университетом и различными организациями были подписаны соглашения о сотрудничестве в области организации деятельности студенческих строительных отрядов, производственном, информационном и научно-техническом взаимодействии. Среди организаций, с которыми контактирует в данной сфере наш университет ООО «Тындатрансстрой» (Российская Федерация), ОАО «Трест Белтрансстрой», ОАО «Дорожно-строительный трест №2, г. Гомель» и другие.

В соответствии с соглашением студенты третьего и четвертого курсов строительного факультета специальностей «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Автомобильные дороги» проходят производственную практику в составе строительных отрядов. В период 2008 – 2013 г. они работали на строительстве федеральной автомобильной дороги «Амур», логистического комплекса «Домодедово», участка железной дороги «Нарын-Лугокан» на территории Забайкальского края Российской Федерации. В 2011 – 2012 г. строительный факультет получил приглашение от ОАО «РЖД» - Генерального спонсора Олимпийских Игр 2014 года в г. Сочи принять участие в строительстве инфраструктуры Игр в рамках третьего трудового семестра. Более 1000 студентов из железнодорожных вузов России, Армении, Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии, Казахстана, Кыргыстана, Украины приняли участие в строительстве главной транспортной артерии олимпиады – совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер-горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» протяженностью 48,5 км, включающей в себя более 80 мостов и эстакад и 12 тоннелей общей длиной 29 км.

Опыт участия в стройках подобного масштаба ОО «БРСМ» использовал при организации деятельности студенческих строительных отрядов на строительстве Белорусской атомной электростанции, которая получила статус Всебелорусской молодежной стройки. Студенты факультета в составе строительного отряда имени Марата Казея летом 2016 года работали в качестве плотников, арматурщиков, бетонщиков, геодезистов. А после работы шли сражения на спортивных и концертных площадках. Строительные отряды – это не только работа, это еще и общение, творчество, особая объединяющая атмосфера, способствующая приобретению не только профессиональных навыков, но и новых друзей и является серьезным институтом социально-трудовой адаптации молодежи.

Так как приоритетным направлением авторского проекта можно считать производственную практику в составе строительных отрядов на республиканских объектах, кроме Белорусской АЭС наши студенты принимали участие в строительстве автодорог М5 «Гомель – Минск» и М6 «Гродно – Минск», железной дороги «Минск – Ждановичи», реконструкции детской областной клинической больницы по ул. Жарковского в г. Гомеле и т.д., а также в составе экологического отряда проходили практику в Гомельском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. На производстве студотрядовцы работают под руководством опытных работников-практиков, которые активно содействуют в формировании профессиональных навыков и качеств у студенческой молодежи.

За время действия проекта накоплен достаточный опыт, чтобы говорить, что его реализация дает возможность выявления среди студентов лидеров, – людей со сформированным гражданским самосознанием и ярко выраженной патриотической позицией, способностью проявить инициативу и взять на себя ответственность за полученный результат. Большинство участников проекта после окончания университета получили распределение в организации, в которых проходили производственную практику в составе стройотрядов. Полученный ими опыт позволил многим из них сделать профессиональную карьеру и самим приглашать на производственную практику стройотряды из числа нынешних студентов.

История создания строительного факультета берет свое начало с момента организации самого вуза – с осени 1953 года. Официальной датой образования согласно приказу ГУУЗа МПС СССР № 252/4 является 23 октября 1954 года. Первоначально факультет объединял специальности «Строительство железных дорог» (прием – 100 человек), «Промышленное и гражданское строительство» (прием – 50 человек), подготовка по которым осуществлялась на кафедрах «Путь и путевое хозяйство» и «Изыскания и проектирование железных дорог, строительные конструкции, мосты и тоннели». В ноябре 1957 года на базе специальности «Промышленное и гражданское строительство» создан самостоятельный факультет «Промышленное и гражданское строительство».

С первых дней создания факультета его профессорско-преподавательский состав активно включился в учебно-методическую и научную работу, которая вначале была подчинена совершенствованию учебного процесса, а через некоторое время начались научные исследования, направленные на разработку новых методов эксплуатации путевого хозяйства и совершенствование технологических процессов, обеспечивающих строительство железных дорог.

Огромный вклад в становление факультета внес первый ректор БелИИЖТа заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР, к.т.н., доцент Петрукович А.А. Он постоянно уделял большое внимание развитию факультета, его материально-техническому оснащению.

Организацией и методическим сопровождением учебного процесса занимается методист 1 категории Найденко Н.Н. За ведение делопроизводства на факультете в разное время отвечали секретари-машинистки Громыко Л.Л., Короткая Е.М, Венкова С.А., Снопок Е.А., Макоед Л.А., Мусиенко И.В., Воронцова Л.Г., Калинина Н.Э., Ахремчик Е.А.

В настоящее время в состав строительного факультета входят  2 выпускающие кафедры«Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов», «Водоснабжение, химия и экология». Кафедрами проводится разносторонняя методическая, издательская, учебная и научно-исследовательская работа, в том числе и по заданиям Белорусской железной дороги, различных транспортных, строительных и промышленных предприятий Беларуси.

Основные усилия в развитии факультета направлены на решение трех важных задач: обеспечение качества образования, соответствующего современному уровню развития науки и экономики; формирование перспективного научно-педагогического потенциала; реализация практико-ориентированного образовательного процесса и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов.

На факультете внедряются новые образовательные технологии, совершенствуется организация учебного процесса. Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов обновляются базы практик, в том числе и в составе возрожденных в 2008 г. студенческих строительных отрядов, которые работали на возведении олимпийских объектов к зимней олимпиаде 2014 г. в г. Сочи, строительстве федеральных автомобильных трасс Нарын-Лугокан и Чита-Хабаровск в Российской Федерации, Минск-Ждановичи, Минск-Гомель и Минск-Гродно в Республике Беларусь и других значительных стройках; темы курсовых и дипломных проектов связываются с проблемами производства. Укрепляется учебно-лабораторная и материально-техническая база.

Обучаясь на младших курсах, студенты факультета имеют возможность получить рабочие профессии, что способствует их лучшей адаптации к условиям производства. Начиная с третьего курса, они могут кроме основной специальности получить образование по программам подготовки офицеров запаса и по программам подготовки младших командиров, а по окончании первой ступени образования на факультете и получении диплома инженера-строителя, – научную степень магистра технических наук по специальностям «Транспорт» и «Строительство».

Профессорско-преподавательский состав факультета дает студентам глубокие знания в областях проектирования, строительства, ремонта и содержания железных и автомобильных дорог, систем водоснабжения и водоотведения, экономике отрасли, основам управления строительным производством, учит умению самостоятельно принимать обоснованные решения, решать сложные задачи, связанные с производственной и общественной деятельностью инженера.

Деканат факультета и выпускающие кафедры проводят значительную работу в направлении интеграции учебного процесса с производством и наукой, что стимулирует учебно-воспитательный процесс и повышает уровень научных исследований преподавателей и студентов. В настоящее время на каждой выпускающей кафедре функционируют филиалы: кафедра ««Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов»» имеет филиалы в Гомельской дистанции пути ПЧ-17, ДСУ-17 ОАО «Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель» и ПКП «Гомельдорпроект», кафедра «Экология и энергоэффективность в техносфере» – в КПУП «Гомельводоканал» и ООО «Гефлис». На филиалах кафедр проводятся учебные занятия, производственная и преддипломная практики, выездные защиты дипломных проектов, что позволяет студентам перенимать знания и опыт из практической деятельности.

В соответствии с профилями специальностей на факультете ведутся научно-исследовательские работы в различных направлениях. Кафедра ««Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов»» работает в областях совершенствования конструкций стрелочных переводов, эксплуатации бесстыкового пути, паспортизации подъездных путей, активно участвует во внедрении САПР в технологические процессы проектирования транспортных объектов, кафедра «Экология и энергоэффективность в техносфере» известна своими исследованиями в области переработки и использования осадка сточных вод, расчетов водохозяйственных балансов и нормативов водопользования, исследованиях в области снижения энергопотребления, разработке норм расхода топлива, а также энергетических аудитах различных предприятий, кафедра «Физика и химия» принимает участие в международных программах исследований взаимодействия элементарных частиц, в области радиационной физики и защите материалов от коррозии.

Кроме того, активное участие в научных исследованиях принимает декан факультета к.т.н., доцент Бочкарев Д.И., который является одним из разработчиков бесшпального пути метрополитена на эластичных опорах, модифицирующих добавок для улучшения физико-механических свойств дорожно-строительных материалов, а также комплекса транспортных средств на комбинированном пневмоколесно-рельсовом ходу. В научных исследованиях помимо сотрудников всех кафедр принимают участие и студенты. По результатам выполненных работ студенты ежегодно участвуют в студенческих научно-технических конференциях.

Визитная карточка строительного факультета – стройотряды, которые для студентов являются неотъемлемой частью учебного процесса и полноценной производственной практикой. В 2008 году стартовал проект «Воспитание лидерских и профессиональных качеств студентов через участие в работе студенческих строительных отрядов». В рамках этого проекта, деканатом факультета и выпускающими кафедрами в течение учебного года проводится работа по заключению договоров о сотрудничестве в области организации строительных отрядов между предприятиями различных форм собственности Республики Беларусь и Российской Федерации.

Сегодня стройотряды – это не столько романтика и незабываемые впечатления, сколько средство формирования практических навыков в рамках будущей специальности, именно поэтому руководство факультета продолжает работу в рамках этого проекта, которая направлена в первую очередь на реализацию Государственной концепции формирования системы адаптации на производстве молодых специалистов и подкреплена рядом соответствующих Указов Президента Республики Беларусь.

Немаловажным фактом можно считать и то, что реализация проекта дает возможность выделения из числа студентов лидеров – людей со сформированным гражданским самосознанием и ярко выраженной патриотической позицией.

Этому также способствует проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.

В 2004 году каждый факультет взял шефство над одним из памятников воинам, павшим в боях за освобождение Гомельской области от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Памятник, над которым шефствует наш факультет, расположен в центре села Новоселки Ветковского района Гомельской области. На плитах вписаны имена и фамилии 697 погибших героев. Ежегодно накануне празднования Дня Победы студенты посещают село Новоселки для проведения работ, необходимых для поддержания памятника в надлежащем порядке, возлагают венки и цветы от руководства университета и сотрудников.

В 2008 году силами студентов к 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков подготовлена галерея стенгазет, рассказывающих об эпизодах из героического прошлого сотрудников и преподавателей факультета, их близких родственников, знакомых и друзей под названием «Судьбы, опаленные войной».

Факультет участвует в уникальном проекте «Письма с фронта», проводимом газетой «Беларускi час», рассказывающем о Великой Отечественной войне «здесь и сейчас». В ходе проекта студентами и сотрудниками был организован поиск подлинных фронтовых документов, писем и фотографий, которые легли в основу нескольких газетных статей.

С 2006 года студенты и сотрудники факультета принимают участие в благотворительной акции «Волшебство на Рождество», в рамках которой проходит сбор средств на приобретение подарков для Дома ребенка ИК-4 УДИН МВД РБ по Гомельской области (женская колония) и Хосписа детей-сирот с недостатками умственного и физического развития. Студенты участвуют в волонтерских акциях, субботниках по уборке территорий, развивая в себе способности к общественно-полезному труду, внимательному и милосердному отношению к людям.

На факультете успешно функционирует система подготовки талантливой молодежи – наиболее отличившиеся в учебе, научной деятельности, спортивной и общественной жизни студенты поощряются именными стипендиями, грантами и премиями, сведения о них вносятся в Банк данных талантливой молодежи Республики Беларусь. Все успевающие студенты факультета обеспечиваются стипендией, зависящей от среднего балла их учебы.

Сегодня на факультете созданы все условия не только для плодотворной учебы, но и для разнообразного, интересного отдыха, занятий художественной самодеятельностью и спортом. Всем иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, расположенное рядом с учебными корпусами.

В настоящее время в состав строительного факультета входят две выпускающие кафедры:

Современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь

Основные тенденции мирового развития показывают, что транспортный комплекс является одним из системообразующих элементов мировой экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. Мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную систему, которая базируется на географическом положении и ресурсном потенциале государств и включает сеть международных транспортных коридоров, связывающую различные континенты для обеспечения экспортно-импортного товарообмена и международного транзита. Поэтому государства, управляющие международными транспортными коммуникациями глобального характера и имеющие развитую транспортную инфраструктуру, могут играть лидирующую роль и в мировом хозяйственном обороте. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что транспортная система государства становится вместе с финансовой, политической и социальной одним из базисов, обеспечивающих устойчивость его положения в мировом сообществе.

В социально-экономическом развитии Республики Беларусь роль транспортного комплекса обусловлена рядом факторов, связанных с особенностями географического положения и экономического уровня нашей страны, а также современными тенденциями развития мировой экономики. К этим факторам можно отнести увеличение товарооборота между Европой и Азией, перевод промышленных предприятий из Европы в Азию, энергетическую зависимость стран Восточной и Западной Европы от энергоносителей России, функционирование отечественной промышленности преимущественно на импортном сырье, значительную долю экспорта (около 60%) национального ВВП, а также географическое расположение республики на пересечении трансъевропейских железнодорожных и автомобильных магистралей, нефте-, газо- и продуктопроводов. При этом на предприятиях транспортного комплекса республики занято около 5% от общей численности работающих, он объединяет около 17% производственных фондов, а на его развитие ежегодно отчисляется примерно 11% всех капиталовложений. Кроме того, он является крупным потребителем топливо-энергетических ресурсов: ежегодно транспортным комплексом используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива от общереспубликанского потребления. Удельный вес транспортного комплекса в ВВП страны составляет более 8%, что позволяет считать его одной из важнейших отраслей, обеспечивающей экономический рост и повышение уровня жизни населения.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь составляет около 82 тыс. км, в том числе республиканских – около 16 тыс. км и местных – примерно 66 тыс. км. При этом дороги с твердым покрытием составляют около 71 тыс. км или 87%, а грунтовые – 11 тыс. км или 13%. Кроме того, на автомобильных дорогах Республики Беларусь имеется более 5200 мостов и путепроводов общей длиной около 170 тыс. метров.

История Белорусской железной дороги восходит к 1862 году. 29 (16) ноября 1871 года был сдан в эксплуатацию участок Смоленск – Минск – Брест Московско-Брестской железной дороги, протяженностью 612 км. К 1914 году на территории Беларуси было проложено 3888 км железных дорог.

В настоящее время эксплуатационная длина железнодорожных путей в Республике Беларусь составляет 5583 км из которых около 2000 км (35 %) электрифицировано. При этом развернутая длина железнодорожных путей составляет 11787,4 км, в том числе главных – 7193,1 км, станционных – 3472,9 км и подъездных – 1121,4 км. Общая длина пути на деревянных шпалах составляет 3986,2 км, а на железобетонных – 7799,6 км. Протяженность бесстыкового пути составляет 4367,7 км. Общее количество стрелочных переводов составляет 12561 шт. Общее количество переездов – 1834 шт. Численность работников, занятых в основной деятельности Белорусской железной дороги, составляет около 78 тыс. чел.

Таким образом, транспортный комплекс Республики Беларусь имеет огромный технический и производственный потенциал, реализация и увеличение которого возможны только с участием специалистов, обладающих современными знаниями в области проектирования и строительства железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственных сооружений, инженерных сетей и объектов транспортной инфраструктуры. Высококачественную подготовку данных специалистов осуществляет строительный факультет Белорусского государственного университета транспорта, базируясь на многолетних традициях и проверенных временем программах обучения, а также научном и производственном опыте преподавателей и сотрудников старшего и энергии молодого поколения.

В основу образовательного процесса на факультете положены три важнейших принципа:

  • обеспечение получения качественного образования, соответствующего современному уровню развития науки и экономики;
  • формирование перспективного научно-педагогического потенциала;
  • реализация практико-ориентированного образовательного процесса и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов.

Сегодня на факультете внедряются новые образовательные технологии, совершенствуется организация учебного процесса. Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов обновляются базы практик, темы курсовых и дипломных проектов связываются с проблемами производства, укрепляется учебно-лабораторная и материально-техническая базы.

Студенты факультета кроме основной специальности имеют возможность получить образование по программам подготовки офицеров запаса и младших командиров.