Декан строительного факультета

Бочкарев Дмитрий Игоревич

Телефон: 8 (0232) 31-92-89
Электронная почта: str@bsut.by
Ученая степень: кандидат технических наук
Ученое звание: доцент

В социально-экономическом развитии Республики Беларусь роль транспортного комплекса обусловлена рядом факторов, связанных с особенностями географического положения и экономического уровня нашей страны, а также современными тенденциями развития мировой экономики. К этим факторам можно отнести увеличение товарооборота между Европой и Азией, перевод промышленных предприятий из Европы в Азию, энергетическую зависимость стран Восточной и Западной Европы от энергоносителей России, функционирование отечественной промышленности преимущественно на импортном сырье, значительную долю экспорта (около 60 %) национального ВВП, а также географическое расположение республики на пересечении трансъевропейских железнодорожных и автомобильных магистралей, нефте-, газо- и продуктопроводов. При этом на предприятиях транспортного комплекса республики занято около 5 % от общей численности работающих, он объединяет около 17 % производственных фондов, а на его развитие ежегодно отчисляется примерно 11 % всех капиталовложений. Кроме того, он является крупным потребителем топливо-энергетических ресурсов: ежегодно транспортным комплексом используется около 5 % электроэнергии, 75 % бензина и 54 % дизельного топлива от общереспубликанского потребления. Удельный вес транспортного комплекса в ВВП страны составляет более 8 %, что позволяет считать его одной из важнейших отраслей, обеспечивающей экономический рост и повышение уровня жизни населения.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь составляет около 82 тыс. км, в том числе республиканских – около 16 тыс. км и местных – примерно 66 тыс. км. При этом дороги с твердым покрытием составляют около 71 тыс. км, или 87 %, а грунтовые – 11 тыс. км, или 13 %. За период 2003–2010 годов дорожная сеть возросла почти на 3000 км, что обеспечило связь с автодорогами общего пользования 23500 сельских населенных пунктов, или 97 % их общего количества. Кроме того, на автомобильных дорогах Республики Беларусь имеется более 5200 мостов и путепроводов общей длиной около 170 тыс. метров.

История Белорусской железной дороги восходит к 1871 году, когда был сдан в эксплуатацию участок Смоленск – Минск – Брест Московско-Брестской железной дороги протяженностью 612 км. К 1914 году на территории Беларуси было проложено 3888 км железных дорог.

В настоящее время эксплуатационная длина железнодорожных путей в Республике Беларусь составляет 5583 км, из которых около 900 км (16 %) электрифицировано. При этом развернутая длина железнодорожных путей составляет 11787,4 км, в том числе главных – 7193,1 км, станционных – 3472,9 км и подъездных – 1121,4 км. Общая длина пути на деревянных шпалах составляет 3986,2 км, а на железобетонных – 7799,6 км. Протяженность бесстыкового пути составляет 4367,7 км. Общее количество стрелочных переводов составляет 12561 шт. Общее количество переездов – 1834 шт. Численность работников, занятых в основной деятельности Белорусской железной дороги, составляет около 78 тыс. чел.

Таким образом, транспортный комплекс Республики Беларусь имеет огромный технический и производственный потенциал, реализация и увеличение которого возможны только с участием специалистов, обладающих современными знаниями в области проектирования и строительства железнодорожных путей, автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры. Высококачественную подготовку данных специалистов осуществляет строительный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта», базируясь на многолетних традициях и апробированных временем программах обучения, а также научном и производственном опыте его преподавателей и сотрудников.

В основу образовательного процесса на факультете положены три важнейших принципа:

  • обеспечение получения качественного образования, соответствующего современному уровню развития науки и экономики;
  • формирование перспективного научно-педагогического потенциала;
  • реализация практико-ориентированного образовательного процесса и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов.

Сегодня на факультете внедряются новые образовательные технологии, совершенствуется организация учебного процесса. Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов обновляются базы практик, темы курсовых и дипломных проектов связываются с проблемами производства, укрепляется учебно-лабораторная и материально-техническая базы.

Студенты факультета кроме основной специальности имеют возможность получить образование по программам подготовки офицеров запаса и младших командиров.