Декан электротехнического факультета

Сатырёв Фёдор Ефимович

Телефон: +375 232 31 92 59
Ученая степень: кандидат технических наук
Ученое звание: доцент

Историческая справка


В 50-е и 60-е годы в г. Гомеле, на Гомельском железнодорожном узле и в целом по Республике Беларусь отмечалась острая потребность в инженерных кадрах. Решить эту проблему в короткие сроки можно было через систему безотрывного обучения специалистов-практиков и передовых рабочих. Так как БелГУТ (в то время БелИИЖТ) был единственным техническим вузом в регионе, то на его коллектив было возложено решение данной задачи. В связи с этим в БелИИЖТе в 1953 г. был открыт вечерний факультет (первоначально он назывался вечерним отделением), на котором осуществлялась подготовка инженеров по шести специальностям: "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", "Вагоны и вагонное хозяйство", "Локомотивы и локомотивное хозяйство", "Промышленное и гражданское строительство", "Строительство железных дорог", "Эксплуатация железных дорог".

Первым деканом (в то время начальником) вечернего факультета был назначен старший преподаватель Процко Д. В. Под его руководством была выполнена большая работа по созданию учебных курсов по изучаемым дисциплинам специальностей, что явилось основой для последующей качественной подготовки студентов-вечерников.

Через год факультет возглавил к. ф.-м. н., доцент Довнорович В. И. Он продолжил начатое направление деятельности в обучении кадров и акцентировал внимание профессорско-преподавательского состава на развитие уровня самоподготовки студентов-вечерников и вовлечение их в научно-исследовательскую работу. В 1957 г. в связи с завершением работы над докторской диссертацией к, ф.-м. н., доцент Довнорович В. И. передал руководство факультетом старшему преподавателю Писанову В. Н., который возглавлял коллектив с февраля 1957 г. по август 1958 г. Далее факультетом в разное время руководили к. т. к, доценты Гутковский В. А., Скрежендевский Е. В., Рафаловский В. В., Михайлов Г. И., Яшин В. Ф. При их непосредственном участии продолжилось формирование факультета и создание комплекса программно-методических средств обучения.

Первые пять пет становления и развития института показали, что коллектив вуза успешно выполняет возложенные на него обязанности и может осваивать новые направления работы. Подтверждением тому является 1958 г., когда в институте на базе Гомельского учебно-консультационного пункта (УКП) Всесоюзного заочного института инженеров транспорта (ВЗИИТа) был образован заочный факультет (приказ № 150 от 28, 04.1958 г. по ГУУЗу МПС СССР). Основная цель созданного факультета - подготовка высококвалифицированных инженерных кадров без отрыва от производства для Белорусской ж. д. и Гомельской области по семи специальностям. В этом же году ВЗИИТом на созданный заочный факультет были переданы Минский и Брестский учебно-консультационные пункты. А в 1960 г. были открыты УКП в городах Барановичи и Витебск.

Первым деканом заочного факультета был назначен к. т. н., доцент Корнеев П. Я. Возглавляемый им коллектив факультета приложил много усилий по разработке раздаточных учебно-методических материалов изучаемых дисциплин и форм контроля уровня знаний студентов-заочников, что явилось основой для последующего развития факультета безотрывного обучения.

Далее факультет в разное время возглавляли: к. т. н., доценты Ярмоленко В. Е. и Типикин С. В. Под их руководством деканат факультета уделял первостепенное внимание повышению качества подготовки специалистов-железнодорожников, учебная работа с которыми проводилась опытными преподавателями кафедр института.

В 1988 г. состоялось объединение вечернего и заочного факультетов в факультет безотрывного обучения (ФБО), первым деканом которого был назначен к. т. н., доцент Фомичёв В. Н. Под его руководством проходило дальнейшее развитие подразделения с учетом накопленного опыта подготовки специалистов и сложившихся традиций вечернего и заочного факультетов.

В конце 80-х годов задача обеспечения инженерными кадрами предприятий г. Гомеля и Гомельского железнодорожного узла в основном была успешно решена. Этому способствовал и созданный Гомельский политехнический институт (ныне Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого). Поэтому в 1992 г. выпуск инженеров в БелИИЖТе по вечерней форме обучения был прекращен.

Девяностые годы для нашей республики ознаменовались коренными социально-экономическими изменениями, затронувшими различные стороны жизнедеятельности, в том числе и сферу образования. Так, в этот период автомобильный транспорт и другие отрасли промышленности потребовали подготовки новых специалистов по профилю факультета. В связи с этим в 1992 г. на факультете открылись специальности "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте" и "Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности".

С июля 1993 г. и по настоящее время деканом факультета является к. т. н., доцент Пигунов В. В. Под его руководством на факультете проводилась и проводится большая работа по повышению качества учебно-воспитательного процесса, активизации деятельности кафедр по подготовке методической литературы для студентов-заочников и расширению перечня специальностей и специализаций подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства республики. Так, в 1993 г. на факультете началась подготовка инженеров по специальностям "Экономика и управление на водном транспорте" и "Техническая эксплуатация судовых энергетических установок". Ранее инженеров для водного транспорта нашей республики готовили в Санкт-Петербургском институте водного транспорта (СПИВТ). С 1 июля 1993 г, контингент Гомельского УКП СПИВТа был передан БелГУТу.

В 1994 г. на факультете открылась подготовка по специальности "Строительные, дорожные и подъемно-транспортные машины и оборудование", а в 1998 г. – "Строительство автомобильных дорог и аэродромов".

В сентябре 1994 г. в результате реорганизации структурных подразделений университета ФБО был расформирован, а его студенты распределены по факультетам дневной формы обучения. Это привело к нарушению организационной структуры управления учебным процессом студентов заочной формы обучения, так как система их подготовки имеет свою специфику. В апреле 1997 г. факультет был вновь восстановлен (приказ № 466 л/с от 04.04.1997 г.) и успешно функционирует в настоящее время.

С 1 сентября 2012 года факультет безотрывного обучения был переименован в заочный факультет (приказ № 846 от 16.10.2012 г.). Это более точно отражало специфику работы факультета.

За время существования университета по вечерней форме обучения подготовлено 3416, по заочной - 11792 инженеров и экономистов.

Где работают выпускники:

Гордостью факультета являются его выпускники, которые занимали и занимают высокие должности на Белорусской железной дороге, на предприятиях и организациях Беларуси и других стран СНГ. В их числе: начальники Белорусской железной дороги в 1993-1998 гг. Володько Е. И., в 2004-2008 гг. –  Жерело В. И.

Минский филиал

Работники транспорта г. Минска и прилегающих к нему регионов, желающие получить высшее образование без отрыва от производства, могут это сделать, обратившись в Минский филиал БелГУТа.

Минский филиал БелГУТа ( до сентября 1996 года – учебно-консультационный пункт, с октября 1996 по декабрь 2006 года – учебно-методический центр, с 21 декабря 2006 – филиал) открыт ВЗИИТом в 1956 году и передан БелИИЖТу 1 октября 1958 года после образования заочного факультета.

Филиал располагает всем необходимым для успешной работы. Он имеет самостоятельную учебно-материальную базу, способную обеспечить изучение всех дисциплин учебного плана первой ступени обучения. На филиале есть 9 учебных аудиторий, в т.ч. лаборатории вычислительной техники, физики и химии, кабинеты математики, графики и начертательной геометрии, 2 лекционные аудитории и аудитории для проведения групповых занятий. Лаборатория и кабинеты оснащены современными техническими средствами и всем необходимым оборудованием.

Для обучения студентов приглашаются высококвалифицированные преподаватели из Академии наук. Белорусского государственного университета, Белорусского национального технического университета и других вузов г. Минска.

С III курса студенты продолжают обучение в БелГУТе.

УКП г. Минска в разное время возглавляли: Пожидаев В. С, Давидовский В. Г., Чикипева М. В., Воронцова Л. П., Гомончук М. А., Орлова Н. Т., Ромакин А. Ф., Колобов А. М. С января 1988 г. начальник УКП (впоследствии УМЦ и Минского филиала) - Рогачёва 3. Н.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter