rector bsutby

Нашему университету транспорта исполнилось 65 лет. Это время вмещает  многие вехи на пути его становления и развития. Для конкретного человека это возраст, когда уже можно подводить итоги всему сделанному. А для учебного заведения нет ноши  пройденных лет. Ибо учить, воспитывать, исследовать – это всегда движение вперед, всегда встреча с новым, интересным,  это жизнь в вихре  молодости. Но без прошлого нет настоящего.

 - На каких этапах этого прошлого Вам, Юрий Иванович, хотелось бы остановиться, чтобы отметить самое значимое в истории БелИИЖТа- БелГУТа?

- Стоит, пожалуй, вспомнить судьбоносное решение Совета Министров СССР об открытии в Гомеле с 1 октября 1953 года Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, которое и  открыло первую страницу истории нашего вуза. БИИЖТ создавался как институт всесоюзного значения и впоследствии оправдал свое высокое предназначение кузницы железнодорожных кадров для всего Советского Союза.

biizt

В далеком уже 1953 году институт расположился  в бывшем административном здании Управления Белорусской железной дороги. В первый год был произведен набор на три факультета: эксплуатационный, строительный и механический. На 1-й курс было зачислено 420 человек.  Можно на мгновение представить: полуразрушенный Гомель. В институте полным ходом идет ремонт. Занятия проводятся в приспособленных помещениях. И первые студенты ещё не подозревали, как им повезло. А повезло именно на преподавателей, которые были молоды, одержимы идеями и в дальнейшем определили перспективные направления развития вуза. Они приехали в Гомель из разных уголков большой страны. ­

Особое событие в истории нашего учебного заведения – решение правительства Республики Беларусь, принятое в 1993 году, о преобразовании БИИЖТа в Белорусский государственный университет транспорта. Другой статус нашего вуза – это новый стиль работы, новые возможности, новые специальности и, конечно же, признание заслуг  коллектива. И уже в 2003 году за значимые  достижения  в социально-культурном развитии  БелГУТ был награжден Почетным Государственным знаменем Республики Беларусь. 

 

- Есть имена, есть люди – вершины, которые никогда не теряются из виду. Кто они, эти люди, написавшие самые яркие страницы в истории университета?

- Это,  прежде всего, ректоры БИИЖТа – БелГУТа. И в этом плане вузу очень повезло.

1

Первый ректор института – крупный производственник и педагог, кандидат технических наук, доцент Петрукович Алексей Алексеевич, до этого руководил Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта. Он заложил основы института, при нем стал складываться высокопрофессиональный, творческий, активный профессорско - преподавательский коллектив.

sytsko

В 1961 году институт возглавил Петр Александрович Сыцко, который руководил вузом 25 лет. Он очень много сделал для укрепления материально-технической базы института: возведены три учебных корпуса, построено жилье для преподавателей, студенты получили в свое распоряжение общежитие и прекрасный спортивный комплекс.

Важным направлением деятельности П.А. Сыцко было укрепление и развитие преподавательского состава.  защита кандидатских и докторских диссертаций, начал работу специализированный совет по защите кандидатских диссертаций, приглашаются на работу в институт известные специалисты.

В это время в институте открываются новые факультет и кафедры, организуются научно-исследовательские лаборатории, что способствует значительному повышению качества подготовки специалистов.

sytsko

С 1986 года институт возглавил выпускник БИИЖТа, доктор технических наук, профессор Петр Степанович Грунтов, который особое внимание уделял научно-исследовательской работе, открытию новых специальностей. При нем институт приобрел новое лицо – стал общетранспортным. Был создал гуманитарный факультет с целью фундаментальной подготовки студентов по экономике, философии, иностранным языкам, мировой и национальной культуре.

yaroshevich

Валентин Петрович Ярошевич продолжил традиции, сложившиеся в университете ранее: открывались новые специальности, создавались новые научно-исследовательские лаборатории. В 1997 году был создан научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.

rektor

Вениамин Иванович Сенько создал научную школу вагонников. Он провозгласил и реализовал основные принципы организации системы взаимосвязанных ремонтов, предугадал будущее теории и практики построения систем на прогнозных моделях. По его инициативе создан испытательный центр железнодорожного транспорта «СЕКО», деловыми партнерами которого являются компании, занимающие ведущие позиции на рынке производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

В истории института – университета оставили свой заметный след и многие другие преподаватели и сотрудники. Вершиной, которая не теряется из виду, научная общественность нашей страны называет академика Национальной академии наук Беларуси, лауреата Государственной премии БССР, заслуженного деятеля науки и техники БССР, заслуженного изобретателя БССР Владимира Алексеевича Белого. А начинал он в молодом БелИИЖТе начальником учебной части, ответственным за воспитательную работу. У истоков гомельской научной школы эксплуатационников железнодорожного транспорта стоял доктор технических наук, профессор Иван Георгиевич Тихомиров. У нас работали такие известные личности, как известный в мире алгебраист профессор Сергей Антонович Чунихин, единственный в стране профессор по вагонному хозяйству Николай Захарович Криворучко, профессора Павел Константинович Крюгер, Николай Александрович Сохачевский, Николай Владимирович Правдин, Иван Иосифович Купчинов и многие другие.

Они были у истоков становления института и сформировали научно-педагогические школы, ранее известные на всю страну. Мы приняли их эстафету и с честью несем её.

 

- Юбилей – это лакмусовая бумажка для любого коллектива, показатель психологической зрелости и  того факта, насколько коллектив к себе требователен. Что Вы ставите во главу угла? Какие есть «три кита?»

- Все достижения университета – заслуга нашего коллектива.  Сегодня в университете трудятся 22 доктора и 119 кандидатов наук. Наша задача – приумножать научный потенциал. В этом и проявляется требовательность и зрелость,  как руководства, так и всего коллектива.  Мы стараемся стимулировать молодых ученых и привлекать талантливых студентов. Создана эффективная система премирования за публикационную деятельность. Материально поощряются как диссертанты, так и их руководители. Кстати, в нашей стране всего 14 докторов наук до 40 лет, трое из них -  в БелГУТе.

Коллектив университета сегодня должен работать на опережение – обучать студентов технологиям, которые используются или еще только планируются к использованию на производстве. И здесь у нас прочный контакт с предприятиями - заказчиками кадров. Например, с Белорусской железной дорогой заключено соглашение о комплектовании лабораторий университета современным оборудованием, на котором уже сегодня приобретают практические навыки студенты  ряда факультетов. А в дни празднования нашего юбилея запланировано открытие новой лаборатории «Автоматика и телемеханика на перегонах» на электротехническом факультете.

Таким образом, наличие квалифицированных преподавателей, оснащение учебных и научных лабораторий современным оборудованием, взаимодействие с реальным производством – это и есть наши «три кита».

 rr

 

- Рейтинг университета – это и признание его заслуг мировой научной общественностью. В каких международных проектах БелГУТ принимает участие в настоящее время?

 - Мы постоянно уделяем особое внимание международному сотрудничеству. В настоящее время действуют 58 договоров о научно-техническом сотрудничестве БелГУТа с зарубежными университетами, научными центрами и организациями 11 стран. Это  Китай, Россия, Украина, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Польша, Азербайджан, Сербия, Латвия. В том числе в 2018 году заключено 8 договоров, которыми   предусматривается проведение совместных  научных исследований, обмен информацией о  научно-технических  разработках, подготовка и издание совместной научной и  научно-методической продукции, подготовка специалистов.

Большой  вклад в международный рейтинг университета вносят зарубежные публикации наших ученых. Ими только в прошлом году опубликовано 111 статей в журналах и сборниках научных трудов таких стран, как Нидерланды, Чехия, Великобритания, США, Россия, Украина, Латвия, Литва, Азербайджан,  а также 72 тезиса докладов на конференциях в России, Украине, Китае.

В настоящее время БелГУТом совместно с зарубежными вузами выполняется 2 проекта, финансируемых БРФФИ (Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований) в рамках международного сотрудничества.

Результатом эффективности международного сотрудничества являются экономические показатели. В 2017 году БелГУТом выполнялось 128 международных контрактов  на общую сумму 2,35 млн. долларов США. На данный момент выполняется 85 международных контрактов.

 

- Смысл работы каждого вуза – все для студента, все во имя студента. Что удалось сделать за последние годы для повышения качества обучения? Насколько быстро удается перестраиваться под тенденции и запросы времени?

 - Действительно, все,  что делается в университете, прежде всего,  делается для студента, а качество обучения - это направление которое совершенствуется постоянно. Хочу отметить, что две части вашего вопроса (качество обучения и запросы времени) связаны теснейшим образом.

sytsko
f1

Сегодня, внешнее окружение университета принципиально меняется. Развиваются все отрасли экономики, реализуя концепцию «Индустрия 4.0» - это определяет требования предприятий-заказчиков кадров к нашим выпускникам. Серьезнейшим образом изменяются технологии работы Белорусской железной дороги, смещаясь в сторону активного внедрения инноваций. Именно в этом направлении университет делает уверенные шаги для повышения качества обучения: изменена концепция подготовки специалиста-транспортника, в основу которой по 1-й ступени обучения возложен принцип практикоориентированности, а 2-й (магистратуры) - формирование компетенций создания инноваций по перспективным направлениям развития транспортного комплекса.

Для этого все последние годы университет приобретал новейшее оборудование, которое используется на практике. Естественно,  это приведет к повышению качества подготовки наших выпускников и их востребованности на рынке труда. Такие изменения влекут за собой трансформацию технологий преподавания дисциплин: постоянно появляются новые формы активного обучения, расширяется номенклатура электронных учебно-методических комплексов, реализуются элементы дистанционного обучения.

Отвечая на вторую часть поставленного вопроса,  могу сказать следующее: перестраиваться под тенденции и запросы времени - важнейшая стратегическая и тактическая задача любого высшего учебного заведения. И наш университет справляется с ней  успешно. Но мы осознаем, что впереди нам еще предстоит  большая работа по  совершенствованию качества обучения студентов.

 

- БелГУТу есть чем гордиться. Что, на Ваш взгляд, составляет предмет особой гордости?

- Особая наша гордость – выпускники. Их вы встретите не только в Беларуси, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Они создают современные электровозы и вагоны, управляют транспортным процессом, занимаются коммерческой деятельностью, международными перевозками и логистикой, разрабатывают автоматизированные системы управления, строят железные дороги и инженерные сооружения. Среди них много известных в нашей стране людей. В этом ряду хочу назвать Анатолия Александровича  Сивака, министра транспорта и коммуникаций, Александра Александровича Терехова, министра жилищно-коммунального хозяйства, Владимира Иосифовича Ринга, председателя Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций, Ивана Алексеевича Коржа, генерал-майора, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Владимира Михайловича Морозова, начальника Белорусской железной дороги и многих, многих других.

 

- А давайте заглянем хотя бы на лет 10 в будущее. Каким Вы видите БелГУТ?

- В будущем мы видим БелГУТ, как университет 4.0. Это перспективная модель развития для передовых университетов, которые решают те задачи, что не может решить промышленность. Работая в сотрудничестве с мировыми лидерами, появляется возможность выпускать продукцию, которая на данный момент еще отсутствует на рынке. Определенные наработки по данным направлениям у нас уже есть.

 

- Юрий Иванович, что лично для Вас значит юбилей университета?

- Это волнительное и очень значимое для меня событие. Это и подведение итогов большого этапа пути,  и определение задач на будущее. А еще много радостных встреч – с выпускниками разных лет, с людьми, которые уважительно относятся к нашему университету и судят о нем по нашим делам. Горжусь своей причастностью к судьбе альма-матер.

 

Обращаюсь к ветеранам БелИИЖТа-БелГУТа, профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам, студентам, аспирантам, докторантам и выпускникам разных лет со словами искренней признательности за труд на благо нашей Родины, преданность науке и просвещению, созидательную работу во имя  будущего. Верю, что впереди у нашего университета  широкая дорога, и мы уверенно будем идти по ней, открывая новые горизонты науки, добра, просвещения.

 

3