На кафедре имеются учебная лаборатория, кабинет по сопротивлению материалов, мастерская и научно-исследовательская лаборатория. Все они оснащены необходимым для проведения учебных занятий экспериментальным и компьютерным оборудованием, соответствующим целям и задачам подготовки специалистов по строительным и механическим специальностям в области сопротивления материалов и строительной механики.
По направлению «Строительная механика» имеется лаборатория «Сопротивление материалов».
Аудитория, оборудованная интерактивной доской
Методическая работа кафедры
На кафедре издается собственная учебная литература. Регулярно проводится работа по сбору и анализу материалов о последних научных достижениях и учебных изданиях в области дисциплин, закрепленных за кафедрой.
Для изучения ряда дисциплин студентам предлагаются учебные пособия «Техническая механика» Старовойтова Э.И., «Строительная механика» Яровой А.В., «Сопротивление материалов. Прикладная теория колебаний» Воробьева С.А., учебники «Сопротивление материалов», «Основы теории упругости, пластичности и вязкоупругости» Старовойтова Э.И., изданные с разрешающим грифом Минобразования РБ. Примером сотрудничества с другими вузами является фундаментальный труд «Теория упругости и пластичности», изданный в Москве, как учебник для российских и белорусских вузов с соответствующими грифами обоих министерств образования. От нашей кафедры соавтором является Старовойтов Э.И.
Большую и плодотворную учебно-методическую работу проводят профессор Леоненко Д.В. (техническая механика, строительная механика, численные методы, сопротивление материалов), доценты Яровая А.В. (строительная механика).
Ежегодно кафедра проводит университетскую олимпиаду по сопротивлению материалов.
Научная деятельность кафедры
На кафедре сформировалась научная школа в области механики. Руководителем является д.ф.-м.н., профессор Старовойтов Э.И. Основное научное направление этой школы – область механики слоистых элементов конструкций.
Исследования носят теоретический характер, с проверкой результатов в численном эксперименте. Разрабатываются математические модели деформирования вязкоупругопластических трехслойных стержней, пластин и оболочек при комплексных силовых, тепловых и радиационных нагрузках. Учитываются пластические, вязкие и реономные свойства материалов слоев. Решение соответствующих краевых задач подразумевает широкое применение современных компьютеров. Результаты исследований нашли широкое применение в технике и строительстве. Сотрудники кафедры регулярно докладывают о них на международных конференциях (Беларусь, Россия, Украина, Китай). Часть из них опубликована в престижных научных периодических изданиях, таких как Известия Академий наук Беларуси, России и Украины. Обобщающими явились шесть монографий, изданные в последнее время. По тематике исследований преподавателями кафедры защищены двенадцать кандидатских и три докторских диссертации.
К основным научным результатам, достигнутым в этом направлении, следует отнести:
О высоком научном уровне проводимых исследований свидетельствуют регулярно завоевываемые кафедрой гранты на финансирование научной работы в конкурсах по линии Минобразования и по Белорусскому республиканскому фонду фундаментальных исследований (руководители Старовойтов Э.И., Яровая А.В., Леоненко Д.В.).
Большой вклад преподаватели кафедры вносят в подготовку кадров высшей квалификации. ВАК Беларуси утвердил при БелГУТе специализированный совет К 02.27.01 для защиты кандидатских диссертаций по специальности 01.02.04 «Механика деформируемого твердого тела». Председателем и ученым секретарем совета являются преподаватели кафедры «Строительная механика» (Старовойтов Э.И., Леоненко Д.В.). Еще один сотрудник кафедры (Яровая А.В.) является членом этого совета.
Подготовка научных кадров осуществляется по специальности механика деформируемого твердого тела (аспирантура).
Под научным руководством д.ф.-м.н. Старовойтова Э.И. выпущены и защитились 9 аспирантов Яровая А.В. (1997), Громыко Ю.В., Орлов С.А. (2002), Леоненко Д.В. (2004), Старовойтов С.А., Гу Юй (2006), Доровская Е.П. (2007), Протуро И.И. (2012), Захарчук Ю.В.(2018). Под руководством Яровой А.В. защитил кандидатскую диссертацию А.А. Поддубный. Под руководством Леоненко Д.В. защитила кандидатскую диссертацию Зеленая А.С. (2019). Яровая А.В. (2007) и Леоненко Д.В. (2013) защитили докторские диссертации.
На кафедре действует проблемная научно-исследовательская лаборатория: «Механика неоднородных элементов конструкций».
Научно-исследовательская работа студентов строится в русле научных разработок кафедры. Неоднократно студенческие доклады завоевывали на республиканских конкурсах дипломы первой и второй степени.
тел. аудитории кафедры по направлению «Строительная механика»: (0232) 95-39-61
аудитория 133
тел. аудитории кафедры по направлению «Геотехника и Строительные конструкции»: (0232) 95-39-38
аудитория 653
Сайт кафедры: http://mechanika.bsut.by/
ул. Кирова, 34, 246653, г. Гомель, Республика Беларусь
тел. +375 (232) 95-39-06
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Научно-исследовательская лаборатория «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» (НИЛ БЭМС ТС) была создана 10 марта 1999 года при Учреждении образования «Белорусский государственный университет транспорта».
Аккредитована Госстандартом Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025-2007. Регистрационный номер Аттестата аккредитации:
№ BY/112 02.1.0.0364 от 22 декабря 1999 г.
Признана компетентной и внесена в Реестр признанных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества организаций, аккредитованных на право проведения работ по оценке соответствия. Регистрационный номер Свидетельства:
№ 2 от 13 октября 2006 г.
Включена в Единый реестр испытательных лабораторий Евразийской Экономической Комиссии.
В соответствии с областью аккредитации НИЛ БЭМС ТС проводит:
– научно-техническую экспертизу:
– испытания:
– анализ видов и последствий отказов (FMEA и FMECA) в микроэлектронных и компьютерных системах управления ответственными технологическими процессами;
– расчеты показателей надежности и функциональной безопасности.
В области железнодорожной автоматики и телемеханики лаборатория аккредитована на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям IEC 61508 (ГОСТ Р МЭК 61508), EN 50126, EN 50128, EN 50129, ТР ТС 001, ТР ТС 003, ГОСТ 33432, ГОСТ 34012, СТО РЖД 009 и других ТНПА.
Аттестат и полную область аккредитации можно посмотреть по ссылке.
Сотрудники лаборатории, среди которых доктор технических наук (руководитель), 3 кандидата наук, имеют опыт не только проведения анализа, испытаний и экспертизы схемных решений, программного обеспечения и документации, но и опыт разработки микропроцессорных систем железнодорожной автоматики.
Сотрудники лаборатории прошли обучение, имеют сертификаты компетентности и являются экспертами-аудиторами по подтверждению соответствия железнодорожной продукции требованиям технических регламентов и других ТНПА.
Лаборатория оснащена современным испытательным оборудованием, в том числе испытательными генераторами швейцарской фирмы “Schaffner”, и компьютерным оборудованием (как стационарным, так и переносным) для проведения испытаний на ЭМС и имитационных испытаний на безопасность.
Высокая квалификация кадров позволила собственными силами разработать ряд наукоемких технологий по анализу и доказательству безопасности технических средств и проведению испытаний их на электромагнитную совместимость и безопасность.
В лаборатории разработан уникальный комплекс аппаратно-программных средств для проведения имитационных испытаний на функциональную безопасность (КИИБ), который был удостоен медали «Лауреат ВВЦ» на выставке «ЭКСПОЖД-2001» в Москве, в 2006 году награжден дипломом VI Московского международного салона инноваций и инвестиций, в 2010 году – дипломом 12-й Международной специализированной выставки «Перспективные технологии и системы: Автоматика, телекоммуникации, безопасность» (Минск).
Комплекс позволяет осуществлять моделирование микроэлектронных и микропроцессорных устройств и путем имитации одиночных и кратных отказов и сбоев определять по выходам устройств наличие в них опасных отказов или последовательностей отказов, приводящих к опасным последствиям. Обязательным условием является четко сформулированные критерии опасных отказов.
КИИБ успешно использовался при анализе микроэлектронных систем обеспечения безопасности движения поездов.
Лаборатория имеет многолетний опыт сотрудничества с ведущими разработчиками микроэлектронных систем железнодорожной автоматики России, Белоруссии и других стран.
Мы готовы к сотрудничеству и при необходимости можем продемонстрировать наши возможности.