Заведующий кафедрой «Славянские и романо-германские языки»

Ермоленко Елена Владимировна

Телефон: +375 232 95 39 42
Ученая степень: кандидат филологических наук
Ученое звание: доцент

Романо-германские языки


Коллектив кафедры осуществляет подготовку студентов по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) на I курсе дневной формы обучения, на I и II курсах заочного факультета, на I-V курсах по дисциплине «Иностранный язык (первый), на II и III курсах по дисциплине «Иностранный язык (второй) (фак.)».

Закреплены 8 учебных дисциплин:

  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский);
  • Иностранный язык (первый);
  • Иностранный язык (второй) (факультатив);
  • Иностранный язык (факультатив) (английский, немецкий, французский, испанский);
  • Спецкурс иностранного языка (английский, немецкий);
  • Иностранный язык в професиональной деятельности (первый);
  • Теория и практика перевода (по первому иностранному языку);
  • Иностранный язык (профессиональная лексика) (факультатив);

Для магистрантов, аспирантов и соискателей по всем специальностям ведутся занятия по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому).

Направление научной работы: актуальные проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе. Психолого-педагогические основы методики обучения взрослых иностранным языкам. Гуманизация образовательного процесса IT-технологии в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Нынешняя кафедра иностранных языков – это развитая структура со сложившимися принципами организации процесса обучения, в котором традиции прошлого удачно сочетаются с новаторством. Кафедра находится в процессе творческого поиска, постоянного совершенствования учебного процесса, внедрения новых форм и методов преподавания иностранных языков в соответствии с изменением содержания новой информационно-обучающей среды.

В современном мире знание иностранного языка - залог успеха. Поэтому одной из основных задач кафедры является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетентности, необходимой для повседневного и делового профессионального общения.

Обучение иностранному языку ведется по широкому спектру программ как на бюджетной, так и на платной основе (в двух формах: дневное отделение, заочное отделение):

Студенты дневной формы обучения по специальности «Таможенное дело» изучают два иностранных языка: английский как основной в течение 4 лет и немецкий в течение 2 лет в качестве второго иностранного языка факультативно. Кафедра развивает свою концепцию второго иностранного языка (немецкого) на базе английского, совершенствуя аспектно-интегративную модель обучения. Преподаватели кафедры, работая одновременно с двумя языками, за короткий срок проходят со студентами путь от звуков и букв до понимания и перевода текстов из области таможенного дела.

 

foto1 foto2 foto3

 

Преподавателями созданы и ежегодно вносятся коррективы в действующие учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, в учебный процесс успешно внедряются активные методы обучения – дискуссии, ролевые и деловые игры, подбираются и обновляются аудио- и видеоматериалы, создаются компьютерные презентации учебного материала. Внедряются такие инновационные методы работы, как круглый стол, ролевые диалоги в ситуациях повседневного общения, презентации языковых проектов в сферах бытового и профессионального общения. Также с целью повышения качества предоставляемых кафедрой образовательных услуг используются интернет-ресурсы (электронная почта, иноязычная информация на языковых сайтах).

С 2006 по 2011 годы  велась научно-исследовательская работа в рамках темы «Инновационные тенденции в обучении иностранным языкам».

В 2012-2016 гг. разработана тема НИР «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе».

В 2017-2021 гг. разработана тема НИР «Актуальность использования IT-технологий в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей».

С 2021 года коллектив кафедры работает над темой НИР «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в неязыковом вузе посредством использования модели смешанного обучения».

Регулярно проводятся научно-методические и лингвистические семинары. Преподаватели принимают активное участие в работе семинаров и международных научных конференций.

С целью обмена опытом и осуществления образовательных проектов кафедра поддерживает тесное сотрудничество с родственными кафедрами ряда высших учебных заведений страны, в том числе с кафедрой иностранных языков Учреждения Образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений», «Минский государственный лингвистический университет», «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина», «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого», «Московский Государственный университет путей сообщения Императора Николая II», МГУПС (МИИТ), а также с Институтом имени Гете в Минске.

Преподаватели оказывают необходимую помощь профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам университета в переводе зарубежной корреспонденции, научных материалов; осуществляют языковую поддержку в научно-исследовательской работе, при проведении научных семинаров и конференций; сотрудничают с общественными организациями, обучая, например, английскому языку сотрудников Гомельских таможенных органов; помогая в переводе материалов Комитету государственной безопасности Республики Беларусь управлению по Гомельской области; работая в составе жюри областной Олимпиады, проводимой ежегодно Государственным институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования с целью получения участниками Олимпиады профессионально-технического и средне-специального образования.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов, активизируется их участие в республиканских и международных конференциях с докладами на иностранных языках в конкурсах студенческих проектных работ. Лучшие студенческие доклады СНТК представлены на ежегодно обновляемом стенде.

Расширился диапазон языков, на которых выполняются студенческие проекты (английский, немецкий, французский, испанский).

Проводятся внутривузовские, межвузовские и региональные олимпиады по закрепленным учебным дисциплинам.

Преподаватели руководят кружком «Теория и практика технического перевода», результатом работы которого являются студенческие доклады на научно-техническую конференцию. Под руководством опытных научных руководителей студенты имеют возможность более глубокого изучения различных аспектов иностранного языка.

Большое внимание уделяется повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.

Для преподавателей кафедры и трех филиалов коледжей БелГУТа (Гомельского, Брестского, Оршанского) организуются курсы повышения квалификации на базе Республиканского института высшей школы по программе «Современные технологии преподавания иностранного языка в вузе и колледже» с выдачей свидетельства государственного образца о повышении квалификации.

Преподаватели кафедры участвуют во встречах с популярными немецкими, австрийскими, английскими, французскими деятелями культуры, проводимыми в отделе иностранной литературы Гомельской областной универсальной библиотеки исключительно на иностранных языках, благодаря которым сотрудники кафедры находятся в курсе событий, происходящих в ФРГ, Австрии, Франции, Америке, а также в Европе в целом, узнают последние тенденции развития иностранного языка, знакомятся с культурой и обычаями народов Европы.

Преподаватели кафедры успешно закончили курсы повышения квалификации в Минском государственном лингвистическом университете для последующего привлечения их к обучению должностных лиц Гомельской таможни по программе, разработанной в МГЛУ, и получили сертификаты международного образца.

Молодые преподаватели повышают свою квалификацию, занимаясь в секции «Повышение педагогического мастерства преподавателей».

На регулярно проводимых кафедральных научно-методических и лингвистических семинарах каждый преподаватель имеет возможность поделиться опытом, принять участие в дискуссии по актуальным методическим проблемам и ознакомиться с наиболее интересными творческими находками своих коллег. На семинарах самое пристальное внимание уделяется новейшим достижениям в области методики преподавания, лингвистики текста, психологии обучения иностранным языкам, тестированию.

Иностранный язык обладает большим воспитательным потенциалом.

Кафедра иностранных языков считает воспитательную работу важной частью учебного процесса и профессиональной подготовки. Главная задача воспитательной работы, проводимой на кафедре – уделять внимание как духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, так и профессионально-личностному развитию студентов. Основными формами реализации данной задачи являются информационные минутки на изучаемом языке в учебных группах, беседы, дискуссии по социально-культурным вопросам, страноведению, о важности изучения иностранных языков, обсуждение материалов СМИ, связанных с юбилеями деятелей транспорта, с последними достижениями науки и техники и т.д.

Языки объединяют народы, иностранные языки объединяют студентов.

Хорошую память оставили такие внеаудиторные мероприятия, как мультимедийный проект на немецком языке, посвященный 365-летнему юбилею со дня рождения выдающегося немецкого математика, физика, философа, юриста, историка, языковеда Готфрида Вильгельма Лейбница, музыкально-литературная композиция на французском языке «Задушевный голос, который полюбил весь мир», посвященный 70-летнему юбилею Джо Дессэна, конференция на английском языке «Заглянувший в бездну», посвященная 135-летнему юбилею американского писателя Джека Лондона, круглый стол на испанском языке «Химеры, ужаснувшие мир», посвященный 265-летию испанского художника Франсиско Хосе де Гойя (Гойя-и-Лусентес), мультимедийные проекты: «Великий пересмешник» посвященный 180-летию со дня рождения Марка Твена (на английском языке); «Любовь к планете людей», посвященный 115-летнему юбилею Антуана де Сент-Экзюкери (на французском языке); «Основоположник национальной музыкальной школы», посвященный 155-летию со дня рождения испанского композитора Исаака Мануэля Франсиско Альбениса (на испанском языке); «Великий скромный человек», посвященный 135 летнему юбилею немецкого физика Альберта Эйнштейна (на немецком языке); «Генри Форд – американский промышленник изобретатель», посвященный 150-летниму юбилею (на английском языке); «Впереди лучших умов», посвященный 155-летию со дня рождения немецкого инженера Рудольфа Дизеля (на немецком языке).

На таких внеаудиторных мероприятиях студенты получают возможность расширить сферу общения, в неформальной обстановке обсуждать самые злободневные, самые интересные, самые острые проблемы, события, фильмы.

Это не только языковая практика, это живое общение, встреча с новыми друзьями, поиск новых идей и решений.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter