Судьба ветерана
- Опубликовано: 02.05.2025 10:03
Апрель 1985 года. Приближается 40-летний юбилей Победы. Подготовка к праздничным мероприятиям приобрела особые масштабы. Ветераны войны, дожившие до этой даты, были награждены орденом Отечественной войны, юбилейной медалью, организовывались встречи с ветеранами и праздничные концерты.
Мне с самого детства было известно, что моя бабушка Юлия Антоновна Рудаковская является участником войны, и будучи медсестрой, прошла её с июня 1941 по август 1945 года. Я всегда любил рассматривать её награды, документы и многочисленные письма и открытки, которые присылали из школьных музеев разных республик Союза ученики, бравшие шефство над ветеранами войны и собиравшие всю информацию про их малые и большие подвиги в военные годы. Но особо почувствовалась вся праздничная и торжественная атмосфера, равно как и значимость народного подвига, именно в те весенние дни в преддверии 40 летнего юбилея Победы.
Поскольку бабушка решила, что мои шесть лет – это уже достаточный возраст чтобы понять и почувствовать важность события, то и брала меня с собой на все встречи, которые организовывались ветеранскими организациями, фабрикой «Элегант», где она проработала последние годы перед выходом на пенсию, руководством города и области. Одна из таких встреч впечатлила особо.
Предшествовал ей неожиданный телефонный звонок. Звонивший представился полковником Абраменковым, сообщил, что разыскивает Юлию Антоновну Рудаковскую, и уточнил туда ли он позвонил. В ходе беседы выяснилось, что он был однополчанином бабушки, с которым служили в 669-м стрелковом полку 212-й стрелковой дивизии, и, когда он получил ранение, она, оказав ему медицинскую помощь, фактически спасла жизнь. После войны он долгие годы тщетно пытался разыскать её, а удалось это сделать только через 40 лет. Но самое невероятное – это то, что все эти годы они жили в Гомеле, в одном районе и не знали об этом. Это удивительное событие стало одним из основных на праздничном мероприятии в честь ветеранов войны во Дворце культуры Гомельского химзавода (ныне дворец культуры «Фестивальный»), где была организована их встреча 13 апреля 1985 года. Также и газета «Гомельская праўда» от 20 апреля 1985 года рассказала об этой встрече в своей заметке.
Это событие меня, несмотря на детский возраст, очень впечатлило, и я с тех пор уже абсолютно осознано пытался собрать максимум информации и выспросить все детали, хотя бабушка про военное время подробно вспоминать не любила.
Судьба Юлии Антоновны выдалась очень непростой. Родилась она 30.06.1914 года в поселке Великий Бор Хойникского района Гомельской области. Отец Антон Антонович работал мастером на деревообделочном заводе и трагически погиб, когда ей было 4 года. Мать Елена Степановна в то тяжелейшее время послереволюционной разрухи и нищеты с большим трудом сводила концы с концами, и чтобы получить хоть какую-то помощь от государства, убавила в документах по два года младшим детям. Так годом рождения Юлии Антоновны стал числиться 1916 год. Тяжелые жизненные испытания сделали своё дело и Елены Степановны, которой было всего 29 лет, не стало в тот же день, когда умер В.И. Ленин – 21 января 1924 года. И Юлия Антоновна, а также её четыре брата и две сестры остались без родителей. Так фактически началась в неполные 10 лет взрослая жизнь, полная различных событий. Трудовую деятельность пришлось начать в 16 лет с должности разнорабочей на деревообделочном заводе. Затем была учёба на медицинских курсах, которая завершилась незадолго до начала войны, смерть первого мужа, работа в Первосоветской больнице (ныне – Гомельская городская клиническая Больница скорой медицинской помощи).
Бабушка, будучи медсестрой, была мобилизована на фронт уже 23 июня 1941 года. И прошла свой фронтовой путь, как она говорила: «от Гомеля до Сталинграда и от Сталинграда до Берлина». Весь боевой путь прошла в действующей армии, кроме периодов нахождения в госпиталях на излечении. Так, в 1942 году в одном из боёв ею было получено тяжелое осколочное ранение в голову, после которого она долго находилась в госпитале, но два осколка были извлечены только спустя несколько лет после войны. В конце 1943 года заразилась сыпным тифом, но быстро вернулась в строй. А в марте 1945 года, незадолго до Победы, вновь получила ранение, но в этот раз лёгкое – в ногу. Самыми ценными были для неё две награды – это медали полученные в годы войны: «За оборону Сталинграда» и «За взятие Берлина».
Демобилизована была Юлия Антоновна в августе 1945 года в звании сержанта медицинской службы.
Из четырех братьев Юлии Антоновны с фронта не вернулись трое: Тимофей, Илларион и Василий Рудаковские. А сестра Надежда вместе с мужем и двумя малолетними дочерями попали в концлагерь Освенцим. Муж и дети были заживо уничтожены, а сама Надежда чудом спаслась. И история этого спасения достойна отдельного рассказа. Уже находясь в бараке смертников Надежда во время обеда обнаружила в своей тарелке с похлёбкой золотое кольцо. Очевидно кто-то из узников пронёс его с собой и пытался сберечь до последнего момента, пока не стало понятно, что всё напрасно, и тогда бросил его в кастрюлю с похлёбкой. Надежда позвала надзирательницу и отдала ей кольцо. Та похвалила её за это и перевела в другой барак, обитатели которого должны были отправиться на смерть позже, спустя несколько недель. И вот как раз за эти недели концлагерь был освобождён. Спустя время Надежда создала новую семью с мужчиной, с которым познакомилась в лагере и который там также потерял семью, а сам чудом уцелел. Как выяснилось позже, историю своего спасения Надежда практически никому не рассказывала, кроме своей сестры Юлии, и об этих ужасах не подозревали её дети от нового брака. А я, будучи ребенком, несколько раз с детской простотой спрашивал, что означает номер, который был выколот на её руке в районе запястья, а Надежда каждый раз отшучивалась, что вот просто когда-то сделала себе такую татуировку…
Разумеется, все эти события и воспоминания оставались крайне болезненными для участников войны, узников концлагерей, и свидетелей всех ужасов и зверств военного времени до самого конца их жизни. Поэтому даже спустя годы ветераны не любили вспоминать детали всех событий тех лет. Когда у моей бабушки кто-то просил рассказать, что такое война, она говорила: «дайте вашу руку, я вам это покажу». И прикладывала пальцы любопытствующего к двум отверстиям в своём черепе, затянутым только кожей. «Вот что такое война!». Это всегда вызывало бурю самых разных эмоций, от ужаса до безграничного уважения, но более подобных и подробных вопросов задавать уже не хотелось.
Хотя, я много раз спрашивал, как же могла молодая хрупкая девушка, часто одна и без помощи, вытаскивать раненых обездвиженных бойцов с поля боя. Она говорила: «и сама не могу понять, откуда силы брались…». Также я интересовался у бабушки, почему же после войны она не только не пошла учиться в медицинский институт, чтобы стать врачом, но и никогда больше не работала медсестрой. Она отвечала, что за военные годы столько насмотрелась на кровь, раны и смерть, что впечатлений хватит на всю жизнь.
После войны Юлия Антоновна, отойдя от последствий тяжелого ранения и подрастив малолетнюю дочь, занялась любимым делом – шитьём одежды и работала портнихой в ателье № 16 и № 19 гомельской фабрики по пошиву одежды «Элегант» до самой пенсии. Но и на пенсии не забывала своё второе призвание и почти три десятилетия продолжала шить своим знакомым, друзьям и близким изысканные наряды.
Возвращаясь к тому апрелю 1985 года, вспоминаю, как шли с бабушкой с одного из праздничных мероприятий домой, и она говорит: «Знаешь, внучек, это уже мой последний юбилей Победы, следующий я не встречу. Здоровья нет совсем, и нас, фронтовиков с каждым годом становится всё меньше. Да, наверное, лет через десять уже и вспомнить некому будет ни про Победу, ни про ветеранов, никому это будет не нужно…».
Но этот прогноз не исполнился. Был ещё у Юлии Антоновны и 45-ти, и 50-ти, и 55-ти, и 60-ти летние юбилеи Победы, и всё так же всегда были поздравления и добрые слова от знакомых и незнакомых людей. Не стало Юлии Антоновны Рудаковской 09.08.2008 года на 95 году жизни.
Сегодня, когда от тех дней 40-летнего юбилея Победы, когда я впервые почувствовал всю суть, глубину и значимость этого события, прошло ещё 40 лет, можно сказать, что и вторая часть бабушкиного прогноза не исполнилась: не забыли про ветеранов, про их подвиг и про страшные события войны. Наоборот – открытие и оцифровка архивов, более бережное и ответственное отношение к семейным реликвиями, к информации, передаваемой из поколения в поколение, дают надежду, что историческая память нации будет сохранена.
В заключение хочу сердечно поздравить с 80-летием Победы всех оставшихся в живых ветеранов и участников войны, их родных и близких, а также всех, для кого этот праздник – не просто очередной выходной день, а великое историческое событие!
Доцент кафедры «Таможенное дело»
Антон Петров-Рудаковский