В центре внимания научной общественности всегда был вопрос связи науки с производством. И главное, о чем можем уверенно сказать: полученными научными результатами коллектив университета может гордиться. Остановлюсь лишь на самых основных наших достижениях.

erofeev bsutby

Многие наши проекты обеспечивают различные потребности железнодорожного транспорта. Так, в научно-исследовательской лаборатории «Управление перевозочным процессом» по заказу Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь выполнены научно-исследовательские работы, направленные на исследование возможностей перевода подвижного состава железнодорожного транспорта на электротягу. Выполняется анализ основных направлений применения цифровых технологий в деятельности железнодорожного транспорта, таможенных и иных контрольных органов, в биржевой и дистрибьютерской практике, крупных предприятий, а также факторный анализ эффективности функционирования железнодорожного транспорта и определение направлений устойчивого развития отрасли.

Кроме того, для Белорусской железной дороги закончена разработка и выполнено внедрение в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы построения энергоэффективных графиков движения поездов и ее интеграция с АС «Графист».

В научно-исследовательской лаборатории «Грузовая и коммерческая работа» (руководитель – д. э. н. Еловой И.А.) доработана методика определения и актуализации стоимости услуги по накоплению и формированию прямых отправительских маршрутов из приватных порожних вагонов на станциях Белорусской железной дороги. Проведен анализ существующей системы организации контейнерных перевозок на БелЖД и выработаны рекомендации по ее совершенствованию в организационном и технологическом плане с учетом реализации первого этапа Концепции развития контейнерных перевозок до 2020 года. Разработаны технические условия погрузки и крепления грузов и схемы размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе для ряда предприятий Республики Беларусь.

Сотрудниками ОНИЛ «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава» (заведующий – Коновалов Е.Н.) проведено техническое диагностирование 353 пассажирских вагонов с целью продления срока службы и 205 грузовых вагонов собственности Белорусской железной дороги и промышленных предприятий Республики Беларусь. Разработаны новые технические решения по совершенствованию механосборочных работ при изготовлении и ремонте роликовых букс колесных пар вагонов.

Испытательным центром железнодорожного транспорта (начальник – д. т. н. Головнич А.К.) были проведены сертификационные испытания грузовых вагонов производства ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», пассажирских вагонов производства ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» и ЗАО «Минский вагоноремонтный завод». Этот центр в соответствии со своей областью аккредитации выполняет работы по испытаниям железнодорожной продукции не только для предприятий Республики Беларусь, но и для Российской Федерации, Украины, Казахстана.

Сотрудники университета постоянно участвуют в выполнении программ Президента Республики Беларусь, распоряжений областного и городского исполнительных комитетов в составе специальных рабочих групп по проведению обследований. В области обследовано 157 объектов образования, здравоохранения, сельского хозяйства, социального назначения и других.

Крепнут и развиваются международные связи. В рамках заключенных договоров мы сотрудничаем с 69 зарубежными университетами, научными центрами и организациями Китая, России, Украины, Польши, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Финляндии, Узбекистана, Сербии, Латвии, Италии, Германии.  

В настоящее время выполняются международные контракты с предприятиями и организациями Украины, Латвии, Узбекистана, Казахстана, России, Франции, Эстонии, Словакии, Австрии, Польши, Германии, Молдовы, Объединенных Арабских Эмиратов.

Проводятся мероприятия по наращиванию экспорта работ и услуг. Планируется расширение сотрудничества с предприятиями и организациями Украины, Прибалтики, Китая. Создана аккредитованная площадка для проведения испытаний в Харькове. Предусматривается создание совместных испытательных площадок в Прибалтике и Китае (на юге – в г. Гуанчжоу, на севере – в г. Далянь, подготовлены проекты договоров).

Наше стратегическое направление – формирование университета модели 4.0. Это предполагает создание на нашей базе центров уникального производства и оказания услуг. Первым этапом стала организация в 2009 году испытательного центра железнодорожного транспорта и органа сертификации. На сегодняшний день уже 5 лабораторий аккредитованы в Национальной системе аккредитации с включением в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий. Результаты их деятельности признаются не только в Беларуси, но и во всех странах ЕАЭС.

Формирование университета модели 4.0 – это, в первую очередь, более эффективное использование творческого и научного потенциала сотрудников и студентов университета.

Отрадно, что научные достижения наших ученых получают высокую оценку. Так, в прошлом году распоряжением Главы государства А.Г. Лукашенко стипендии Президента были назначены ряду молодых ученых. В том числе:

  • профессору кафедры «Материаловедение и технология материалов» Александру Рогачеву;
  • научному сотруднику НИЛ «Грузовая, коммерческая работа и тарифы» Евгению Потылкину.

Стипендия Президента Республики на 2020 год назначена к. т. н., доценту кафедры «Техническая физика и теоретическая механика» Марине Кузнецовой.

По итогам 2019 года лауреатами премий облисполкома для поддержки наиболее талантливых молодых ученых и специалистов стали 3 сотрудника университета:

  • Юлия Захарчук, к. ф.-м. н., доцент кафедры «Строительные технологии и конструкции»;
  • Анжелика Евстратенко, старший преподаватель кафедры «Архитектура и строительство»;
  • Ирина Кожевникова, ведущий специалист по организации учебной работы ГЭФ. Мы гордимся, что воспитываем достойную смену старшему поколению.

 

Цифры и факты

Выполнены научно-исследовательские работы и научно-технических услуг по 820 договорам, в том числе 130 контрактов с предприятиями и организациями стран ближнего и дальнего зарубежья.

В НИЛ «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» (заведующий – д. т. н. Бочков К.А.) выполнены и выполняются зарубежные контракты с ООО «ЛокоТех-Сигнал», ООО «Компания «Стальэнерго», ООО «Оборудование безопасности движения», АО «ИнтехГеоТранс-Юг», ООО «ЭкспертСтройПроект», ОАО «Научно-исследовательский институт автоматизации и связи» (все – Россия) по оценке  функциональной безопасности оборудования, экспертизе технической документации и испытаниям на безопасность и электромагнитную совместимость технических средств.

Проведено 18 научных конференций и семинаров.

Издано более 900 научных работ, в том числе: 10 монографий, 22 учебных пособия с грифом МО, 313 научных статей в журналах и сборниках научных трудов, 5 сборников научных трудов, 4 сборника материалов конференций, получено 5 патентов.

По результатам совместного конкурса с Российским фондом фундаментальных исследований «БРФФИ–РФФИ М 2019» получен грант коллективом молодых ученых университета.

В аспирантуре по 9 специальностям обучается 49 человек, а также подготовку в докторантуре по форме соискательства проходят 4 человека. В 2019 году преподавателями и сотрудниками университета защищены четыре кандидатские диссертации, получены аттестат профессора и аттестат доцента.

Учеными университета выполнялись 3 задания по государственным программам научных исследований «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» и «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении», 3 проекта, финансируемые Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований.

проректор по научной работе, к. т. н.
Александр ЕРОФЕЕВ