Предметная олимпиада к Международному дню защиты информации


Традиционно, в рамках Международного дня защиты информации, который отмечается 30 ноября, на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь» 2 декабря 2019 года была проведена предметная олимпиада по защите информации. В олимпиаде приняли участие студенты пятого курса электротехнического факультета, которые в процессе обучения по специальности знакомились с методами и средствами защиты информации.

Целью олимпиады является повышение внимания рядовых пользователей информационных технологий и специалистов в этой сфере к необходимости обеспечения безопасности информационных устройств и защиты всей хранимой на них информации от несанкционированного доступа.

01

Олимпиадное задание состояло из пяти креативных нетривиальных задач, для решения которых студенты объединились в группы по три человека. В этом году все пять заданий были объединены одной общей историей.

02

Участники олимпиады должны были провести анализ зашифрованной информации, представленной в графическом или текстовом виде, догадаться о том, какой алгоритм был применен при шифровании, и произвести дешифровку.

03

При решении задач студенты могли использовать любые материалы, а также сеть Интернет.

04

Результаты решения задач оценивало жюри, в состав которого вошли: заведующий кафедры «Автоматика, телемеханика и связь» Шевчук Владимир Григорьевич и доцент кафедры Буй Павел Михайлович. Жюри отметило хорошее чувство юмора участников олимпиады, их энтузиазм и целеустремленность в процессе решения непростых заданий.

05

Все студенты показали хорошие результаты. Слаженная коллективная работа, творческий подход и смелые догадки позволили большинству групп успешно справиться с рядом задач.

Лучшие результаты показали студенты команд:

06

Время проведения олимпиады подошло к концу, но участники не могли успокоиться и, как и в прошлом году, забрали условия нерешенных задач домой.

 


Для тех, кто желает проверить собственные силы в криптоанализе, предлагаем задачи олимпиады. Однако, третью задачу решить будет весьма затруднительно из-за того, что у вас не будет подсказки, которая была закреплена под стульями в аудитории 1429, в которой проводилась олимпиада.

....

Эта история началась в самый обычный понедельник, который ничем примечательным не отличался от всех предыдущих понедельников трудового студенческого семестра. С невероятным усилием преодолевая желание остаться дома, вы мужественно добрались до привычной аудитории, с которой начинается для вас каждая бесконечная учебная неделя. Но, уже переступая порог, вы поняли, что первая пара, а возможно и целый день будут совсем необычными. Вместо привычного преподавателя аудиторию заполнили незнакомые люди.

Что произошло? Кто все эти люди? Оказывается, что преподаватель исчез при загадочных обстоятельствах. Незнакомые люди в аудитории – это специалисты-аналитики, которым поставлена задача найти преподавателя в самые короткие сроки. И они готовы использовать для этого любую помощь. Например, помощь сонного студента, который пришел на занятия в это утро.

Придется подключаться. Ведь если преподаватель не найдется, то по этой дисциплине получить зачет будет очень сложно.

Так с чего же начать? Все аналитики озадачены странным посланием, которое написано на доске в аудитории. Пора проснуться и активно включиться в работу!

Задача 1. «Разум – ключ познания»

Расшифруйте послание, оставленное на доске:

07

Задача 2. «Кручу-верчу – обмануть хочу»

Послание оказалось не таким уж и сложным. Пока вы его разгадывали, специалисты обнаружили в аудитории еще одно зашифрованное послание, написанное на стене:

Уовнжд4ерб   грв   т   рд84б.   Гс5х1ижюиж   с5х   1тз95ш.   Ьу9ювс!

Рядом с ним на полу были найдены следы неумелого уничтожения какого-то шифровального инструмента, выполненного на бумаге. Специалисты аналитического отдела смогли восстановить только несколько его разрозненных частей. Однако им еще удалось разложить эти части на вероятном макете шифровального инструмента. Дальше они продвинуться не смогли. Вся надежда на вас!

08

Задача 3. «Теория заговора»

После решения предыдущей непростой головоломки вы нашли в аудитории тайник, в котором был спрятан обычный блокнот. На одной из страниц вы обнаружили зашифрованное послание.

09

Придется вам и его расшифровать, чтобы продвинуться дальше.

Задача 4. «Наружное наблюдение»

Предыдущая задача явно указывала на дом на противоположной стороне улицы, который хорошо виден из окон аудитории. Но что следует сделать? Придется наблюдать и ждать. Аналитики оставили решение этой задачи на вас. Во-первых, вы утерли им нос, решив предыдущие задачи, а во-вторых, им совершенно не понравилась перспектива длительного наблюдения. Ведь они аналитики, а не какие-то там оперативники.

Теперь это только ваша задачи и она потребует от вас проявить такие качества, как терпение и усидчивость. Необходимо провести наружное наблюдение за этим шести подъездным пятиэтажным домом и его жильцами, которые ютятся в своих однокомнатных квартирах.

Для наблюдения вы расположились в автомобиле на противоположной стороне улицы. Как раз недалеко от окон аудитории, с которой началось это приключение. Скучно и холодно. А главное никакой активности в доме. Чтобы немного занять себя вы нарисовали в своем блокноте эскиз дома.

10

Стемнело. Стал зажигаться свет в окнах дома. Теперь нужно следить внимательно и записывать:

Неужели отключили электричество? Это очень странно – в соседних домах свет есть. Что бы это все значило?

Задача 5 «Kasan kurosu»

Просидев еще час в машине, вы не заметили никаких изменений в доме на противоположной стороне улицы. Свет так и не появился ни в одном из окон. Дальнейшее наружное наблюдение не имеет никакого смысла. Заводя машину, вы заметили аккуратно сложенный листок бумаги, закрепленный за дворником на лобовом стекле. Как он туда попал? Ведь вы не покидали своего поста последние четыре с лишним часа!

Развернув листок, вы увидели странную задачку. А под задачкой надпись: «Сумма цифр в клетках за вычетом суммы всех троек и семерок укажет на номер вешалки в гардеробе. На этой вешалке висит пиджак, во внутреннем кармане которого есть ответы на все волнующие вас сейчас вопросы. P.S. Выше нос! Я никуда не пропадал». В нижней части листа стояла подпись преподавателя, который должен был проводить в понедельник первую пару.

Что же ждет вас в кармане пиджака? А вдруг это зачет по дисциплине?

11

Кафедра «Автоматика, телемеханика и связь» поздравляет участников состоявшейся предметной олимпиады с демонстрацией хороших приобретённых знаний и желает дальнейших успехов в изучении преподаваемых кафедрой учебных дисциплин!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter