Генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Лазбекин Сергей Николаевич о роли и значимости автомобильных дорог, высшего образования и важнейших объектах дорожной инфраструктуры.

1

Сергей Николаевич, прежде всего нашим читателям будет интересно узнать, какие функции выполняет «Гомельавтодор» и какое место он занимает в общей структуре дорожного хозяйства Беларуси.

Главная наша задача – это обеспечить безопасное и комфортное передвижение автомобилей в течении года по дорогам, находящими на нашем балансе в соответствии со всеми установленными требованиями. На нашем балансе находится 2287,5 км республиканских автомобильных дорог, связывающих Гомель с Минском и другими областными центрами. На нашем балансе также находится 281 мост и путепровод. В структуру РУП «Гомельавтодор» входят 8 дорожно-эксплуатационных управлений (ДЭУ) и 29 линейных дорожных дистанций, в которых работают 648 человек. Мы выполняем работы по эксплуатации дорог круглогодично.

Как вы можете охарактеризовать дорожную сеть Беларуси, её состояние и перспективы развития?

Если брать просто цифры, то общая протяженность сети автомобильных дорог Беларуси общего пользования составляет 102534 км, в том числе по Гомельской области 14821 км. Перечислять подобное можно достаточно долго, но здесь стоит учитывать, что мы занимаем выгодное географическое положение на пересечении европейских транспортных коридоров. Наша дорожная сеть привлекательна для транзита. За последнее десятилетие проведена большая работа по реконструкции участков республиканских автомобильных дорог и строительству новых. Плата за транзит составляет некоторую доходную часть бюджета страны, из которого потом финансируется в том числе и социальная сфера. Дорожники Беларуси работают не только над тем, чтобы обеспечить безопасную и непрерывную транспортную связь между населенными пунктами, но и над тем, чтобы дорожная сеть была привлекательна для транзита.

Каждый год в комментариях к различным новостям о дорожном строительстве, состоянии дорог и проведении различных ремонтов можно встретить много как положительных, так и негативных отзывов. Что вы можете сказать по этому поводу?

Дорожные работы – это процесс, который зависит от множества факторов, в том числе и погодно-климатических. Чаще всего критике подвергается технология производства работ. Кто-то снимает видео или делает фотографию и начинается обсуждение. Мы всегда реагируем на обращения граждан и если выявляем нарушения технологии производства работ, то проводим комплекс мероприятий по установлению причин, исправлению дефектов, предотвращению подобных нарушений в будущем. Но бывают и такие ситуации, когда правильно выполняемая работа подвергается критике из-за сложившихся стереотипов. Например, некоторые люди считают, что при отрицательных температурах нельзя выполнять ямочный ремонт. Это неверное утверждение. Есть технологии, материалы и нормативные документы на подобные работы. Понятно, что не каждый имеет образование по специальности, связанной с дорожными работами, и может объективно оценивать ситуацию. В этом плане наша работа, качество выполняемых работ должны способствовать тому, чтобы существующие стереотипы были как можно скорее забыты.

Пройдя путь от рядового мастера до генерального директора, что бы Вы могли сказать о ценности высшего и средне-специального образования в отрасли?

За время своей трудовой деятельности я работал с различными людьми. У некоторых было средне-специальное образование, у некоторых – высшее. Кто-то имел богатый производственный опыт, а кто-то только окончил университет или колледж и устроился на работу. Важно понимать, что диплом – это не только знания. Каждый день необходимо взаимодействовать с людьми, быстро решать разного рода производственные задачи, контролировать результат работы и управлять подчиненными. С этой точки зрения коммуникативные навыки, инициативность, исполнительность и другие характеристики личности не менее важны, чем просто совокупность знаний.

Второй важный аспект – это специфика дорожной отрасли. Человек без соответствующего образования не может полностью понимать суть технологических процессов, а, значит, не может ими эффективно управлять и совершенствовать. Основу деятельности инженера дорожной отрасли составляют не только математика, физика, сопротивление материалов и теория упругости, но и большое количество специальных дисциплин: инженерная геодезия, дорожно-строительные материалы, дорожно-строительные машины, а также большой комплекс дисциплин, связанных с вопросами проектирования, строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог. Эти знания в полном объеме можно получить только в университете.

Если обобщить все сказанное, то только комплекс знаний и личностных качеств позволит эффективно выполнять свою работу, а, значит, и получать соответствующую заработную плату.

Вы окончили строительный факультет Белорусского государственного университета транспорта. Дипломный проект выполняли по нынешней кафедре «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» И ответ на этот вопрос наверняка будет интересен многим нашим студентам. Какие из изучаемых дисциплин вам нравились тогда, а какие нет, и что вы думаете об этом сейчас?

Я горжусь тем, что именно этот факультет заканчивал в далеком 2002 году. Сложно ответить на вопрос что нравилось, а что нет. Скорее можно говорить о том, что есть дисциплины более сложные для понимания, а есть менее сложные. И это зависит от уровня подготовки студента. Традиционно почти всем студентам тяжело дается начертательная геометрия, высшая математика, сопротивление материалов и пр. Но все эти предметы нужны, без них нет как такового и инженера. Например, начертательная геометрия развивает пространственное мышление, которое нужно человеку, проектирующему автомобильную дорогу, или человеку, который работает с чертежами непосредственно в период строительства дороги, развивает навыки чтения различной проектной документации и т.д.

Легче даются специальные дисциплины. Они изучаются на старших курсах. Часть их них изучается после прохождения производственной практики, когда студенты уже знакомы с реальными технологическими процессами.

Как на ваш взгляд должно развиваться сотрудничество производства и образования в современной Беларуси?

РУП «Гомельавтодор» организует экскурсии на важные и интересные объекты для студентов, берем их к себе на производственную и преддипломную практику, участвуем в работе государственной экзаменационной комиссии при сдаче государственного экзамена и защите дипломного проекта, наши специалисты участвуют в рецензировании учебной документации по профилю их деятельности. На самом деле точек взаимодействия может быть много. Например, олимпиады и конкурсы для студентов и учащихся, организованные заказчиками кадров, позволяют как оценить уровень подготовки, так и сформировать перспективный кадровый резерв. Но для того чтобы это все реализовать важен интерес и активная работа всех участвующих сторон.

1 ноября открыто движение по новому мосту через р. Сож на 462 км автомобильной дороги М8/Е95. Чем важен этот объект для дорожной сети Беларуси?

Мост расположен на 426,8 км автомобильной дороги М-8/Е95 граница РФ (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута). Эта автомобильная дорога относится IX Трансъевропейскому транспортному коридору и связывает страны Северной Европы со странами Черноморского региона. Протяженность этого коридора составляет более 3400 км, из которых по территории Беларуси проходит около 450 км.

Должен отметить, что в строительстве этого объекта принимали участие и студенты строительного факультета, проходящие производственную практику по кафедре ПСиЭТО. Между прочим, они показали прекрасную подготовку, как всегда были дисциплинированы и их работой остались все довольны, а ребята заработали свои первые трудовые деньги.

etf1
etf2

Мост через Припять. Мост через Сож. Эти мосты прослужат дольше своих предшественников? Они имеют какие-либо отличительные конструктивные особенности?

Прежде всего пролетные строения выполнены металлическими, а не железобетонными как на их предшественниках. Металлические пролетные строения более долговечны. Они неразрезные, а, значит, на мосту будет минимальное количество деформационных швов. Это улучшает и условия движения, и снижает количество работ по содержанию мостового полотна. Пролетное строение собиралось постепенно и устанавливалось методом продольной надвижки, а использование аванбека (консольная конструкция временного типа) позволило отказаться от возведения дополнительных временных опор, что позволило уменьшить стоимость и сократить сроки строительства. Длина нового моста 544 м.

Все металлические конструкции обработаны современными и долговечными защитными составами для защиты от коррозии. Следует отметить, что сейчас разрабатываются индивидуальные проекты под каждый объект, как такового типового строительства мостов у нас сейчас нет и все мосты чем-то отличаются друг от друга. В каждом конкретном случае учитываются и конкретные условия. Например, на мосту через Припять на существующие опоры устанавливалось новое пролетное строение, поэтому эти опоры необходимо было усовершенствовать, а мост через р. Сож строился с нуля: новые опоры и т.д.

etf1
etf2
etf1
etf2

Мост в феврале 2019

 

etf1
etf2
etf1
etf2
etf1
etf2

Мост в ноябре 2019

 

В Беларуси много мостов и других искусственных сооружений и некоторые из них уже явно требуют капитального ремонта или замены. Какие объекты, расположенные в Гомельской области, на очереди в ближайшей перспективе?

Капитальный ремонт моста через р. Днепр в г. Рогачеве по автомобильной дороге Р-43. Реконструкция двух путепроводов через железную дорогу по автомобильной дороге М-10 в Калинковичском районе.

И последний вопрос. Это интервью будут читать студенты, сегодняшние школьники и будущие абитуриенты, их родители. Что бы вы хотели сказать тем, кто хочет связать свою жизнь с работой в дорожной отрасли?

К выбору своей будущей профессии стоит подходить ответственно. Человек проводит на работе значительную часть своей жизни и для того чтобы работа в будущем не угнетала и не вызывала отторжения необходимо четко понимать в чем состоит та или иная профессиональная деятельность. Если кратко, то свою работу нужно любить. А для этого, еще будучи школьниками, необходимо посещать дни открытых дверей университетов и колледжей, или в рамках изучения некоторых школьных дисциплин посещать предприятия города. Тем самым можно составить определенные представления о профессиях и сделать осознанный и объективный выбор.

БелГУТ – это кузница кадров и там каждый может найти дело всей своей жизни. Я до сих пор остаюсь в душе романтиком, благодарен судьбе, что прошел Белгутовскую школу. Между прочим, и мой предшественник на этой должности – Матвецов И.В., был также выпускником строительного факультета БелГУТа, а до этого – М.И. Колотый.

До сих пор у меня прекрасные деловые и дружеские отношения с кафедрой «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов». Есть творческие планы по дальнейшему сотрудничеству.

Напоследок скажу молодежи: дорогу осилит идущий, дерзайте – и у вас всё получится.