По результатам I (отборочный) этапа конкурса «Транспорт будущего», следующие проекты проходят на II (финальный) этап. 

Булкина Валентина Алексеевна, группа УД-41

Проект «Суперскоростные грузоперевозки».

Одна из главных задач железнодорожников — ускорение поездов. Интересно предположить, что ждет один из самых востребованных видов транспорта в будущем, если удастся решить данную задачу.

Так как трение накладывает большие ограничения на увеличение скорости движения поездов, уже давно предпринимаются попытки создать поезд, не соприкасающийся ни с чем, кроме воздуха, — буквально парящий в нескольких сантиметрах над землей. В этом случае добиться скорости самолета ничто не мешает. Чтобы заставить поезд зависнуть, используются магниты, которые отталкиваются друг от друга одинаковыми полюсами. Такую транспортную систему, назвали «маглев» («магнитная левитация»).

Но большинство из проектов по внедрению «маглевов» были закрыты еще на начальных стадиях. Главная причина в том, что «маглевы» очень дорогие. Так как в мире достаточно мало мест с большим пассажиропотоком, необходимым для того чтобы данная железнодорожная линия окупилась, можно представить грузовые перевозки на поездах с магнитной левитацией способных развивать скорости сравнимые с самолетом, ведь грузоперевозки всегда прибыльны.

 

Гурский Олег Юрьевич, группа УД-42

Проект «Перспективы развития информационных технологий организации пассажирских перевозок».

Перевозка пассажиров является важнейшей социальной функцией работы транспорта. Перед транспортом ставится задача в кратчайшие сроки и с максимальным комфортом доставить пассажира из точки А в точку Б.

В будущем будет актуальна информационная система, в которой пассажиру, согласно его критериям, должен быть предложен оптимальный маршрут, как добраться из точки А до точки Б.

Информационные технологии будущего предложат пассажиру выбрать пункт отправления и пункт назначения. Чтобы сформировался маршрут следования из точки А в точку Б, пассажир может выбрать один из предложенных критериев. Эти критерии – время, затраченное на поездку, а также стоимость проезда, определяющая уровень комфорта поездки. Если пассажир выбирает в качестве критерия время, система предложит пассажиру вариант поездки в точку Б с максимально коротким сроком поездки. Каким маршрутом, каким видом транспорта поедет пассажир, определяет система.  Пассажир должен только задать критерии, все делает за него система

 

Киселевский Евгений Сергеевич, группа ЗмТ-38

Проект «Сопротивление бесполезно. Космические перспективы сверхпроводников».

В настоящее время и в далёком будущем освоение глубин космоса затруднительно без возможности использования ресурсов малых планетарных тел. В условиях существования на них низкой гравитации ставиться вопрос безопасной и эффективной транспортировки по их поверхности людей и добытых ресурсов. Дополнительные сложности в решении этого вопроса вносит наличие на этих планетарных телах экстремально низких температур, при которых значительно возрастает хрупкость любых материалов, а любое трение в узлах механизмов машин значительно снижает срок их службы, что недопустимо. Кроме того, собственно на передвижение самих машин, необходимы затраты энергии.

На сегодняшний день использование сверхпроводников может рассматриваться как один из вариантов для решения данных задач. Решение заключается в практическом использовании эффекта Мейснера, проявляющегося у сверхпроводников при экстремально низких температурах.

Эффект Мейснера и его физическое объяснение: при охлаждении сверхпроводника, находящегося во внешнем постоянном магнитном поле, в момент перехода его в сверхпроводящее состояние постоянное магнитное поле полностью вытесняется из объёма сверхпроводника.

Таким образом, магнитные линии трека из постоянных магнитов не дадут сместиться сверхпроводнику в перпендикулярном направлении относительно продольной оси этого трека, что и обеспечивает его свободное продольное перемещение внутри данного магнитного поля.

 

Мелюк Екатерина Сергеевна, группа УД-41

Проект «Сверхскоростной транспорт будущего — «ГИПЕР-ПЕТЛЯ».

Представляю Вашему вниманию новый вид транспорта, который заключается в перемещении грузопассажирских капсул по трубопроводу и будет располагаться на поверхности Земли. Данный проект предполагает создание поездов, способных перемещаться быстрее, чем большинство современных самолётов. Он может превратится из футуристичного концепта в очень перспективный бизнес, стать транспортом будущего и принести миллиарды. Скорость движения капсул, теоретически должна достигать 1,2 тысячи километров в час. Преодолеть расстояние 300 километров пассажиры смогут в течение 20 минут.

Данный вид транспорта можно использовать как в туристических целях, так и для максимально быстрого перемещения грузов, что значительно сократит затраты времени на доставку груза любым другим видом транспорта.

Предусмотрено несколько разных видов «вагонов», способных вмещать от 6 до 100 человек и выполнять различные функции: начиная от Гиперкапсул для семейных поездок и деловых встреч и заканчивая корпоративными капсулами, а также специально оборудованными для перевозки пациентов больниц. Для более комфортной поездки предлагаю оснастить вакуумный тоннель системой, работающей по принципу зоотропа. Она обеспечит более привычные ощущения движения за счет создания иллюзии движущихся за окном реалистичных изображений окружающей среды.

 

Михайлов Кирилл Сергеевич, группа МВ-41

Проект «Безостановочные транспортные перевозки».

Данный проект рассматривает безостановочный принцип транспортных перевозок. В работе рассмотрен состав, движение которого основано на принципе магнитной левитации. Двигается он по монорельсу в вакуумной трубе. Такой способ передвижения позволяет уйти от трения и развивать большие скорости передвижения, чего существующие виды транспорта позволить себе не могут. Состав состоит из однотипных платформ и боксов, которые заменяют собой современные вагоны. Абсолютно любой бокс может быть установлен в абсолютно любую платформу, что позволяет собирать составы как с пассажирскими, так и грузовыми боксами.

Разгрузка и погрузка состава происходит во время движения на специальных конвейерных лентах, которые размещены на станциях.

Капитальные затраты на создание такого транспортного сообщения довольно велики, но в итоге получается Скоростной, безопасный, комфортабельный, современный, экологически чистый, удобный во всех отношениях - именно эти характеристики должны предопределять создание отличного варианта транспорта, достойного будущего.

 

Протас Валентин Александрович, группа УД-41

Проект «Самообучающиеся интеллектуальные системы будущего в технологии работы железнодорожной станции».

В данном проекте я представляю возможность создания и внедрения комплекса и программ на основе самообучающихся интеллектуальных систем, а также целесообразность и выгоду их применения на Белорусской железной дороге.

  Перспективным направлением в области построения интеллектуальных систем управления работой станций является переход на нейросетевое прогнозирование и управление всеми подразделениями, участвующими в работе станции. Применение искусственных нейронных сетей в оперативном управлении движением поездов рассмотрено и изучено в проекте как один из вариантов внедрения интеллектуальных систем. Описанная в этом проекте нейронная сеть позволяет запоминать ограничения железнодорожного участка, а также воспроизводить движение поезда по нему. В проекте представлена технология работы нейронной сети, процесс обработки информации и осуществления самообучения интеллектуальной системы.

Создание эффективной системы управления перевозками, переход на управление перевозочным процессом, учитывающий экономические критерии, позволят не только оптимизировать оперативное управление железнодорожным транспортом, но и существенно повысить конкурентоспособность БЧ в условиях рыночной экономики. Программно-технический комплекс на основе нейронных сетей и технологии их самообучения и его применение в модуле принятия решения позволяет заложить в систему параллельность решения задач, способность к постоянному обучению, ассоциативности, обобщению и абстрагированию, а, следовательно, улучшенной адаптации и точности принимаемого решения, что по факту позволяет улучшить все заданные показатели и значительно повысить эффективность принятия решений.

 

Стальмаков Владислав Алексеевич, группа МЭ-51

Проект «Малогабаритное рельсовое транспортное средство для перевозки обслуживающего персонала железной дороги и малоразмерных грузов».

В данной работе ставилась задача определение конструкции и создания 3D - модели малогабаритного рельсового транспортного средства построения параметрических 3D - моделей узлов и механизмов.

Работа состояла из трех этапов:

  • Создание силового агрегата – дизельного двигателя, в ходе которого происходило построение 3D деталей и сборок основных систем и механизмов
  • Оптимизация конструкции дизельного двигателя. Данный этап заключался в проведении инженерного анализа отдельных механизмов, определяющих конструкцию двигателя в целом. Например, анализ теплонапряженного состояния головки двигателя. В результате, были выделены критические участки, была проведена оптимизация исходной геометрии конструкции в 3D моделях.
  • Следующим этапом являлось агрегатирование созданного двигателя с дрезиной. В ходе данного этапа происходило построение 3D-деталей и сборок транспортной мотодрезины. Была произведена установка силового агрегата.

 

Филиппович София Николаевна, группа УД-41

Проект «Экологически чистый транспорт будущего».

Сегодня вопросы экологии, защиты окружающей среды выдвигаются на первый план среди глобальных приоритетов мирового сообщества. Поэтому главной задачей транспорта будущего является снижение загрязнения окружающей среды. Задача может быть достигнута полной электрификацией железных дорог, переходом к новому типу подвижного состава с накопительными электроаккумуляторами, использованием альтернативных видов энергии, таких как энергия солнца, кинетической энергии. В роли городского транспорт будет струнный транспорт, внедрение которого также уменьшит загрязнение окружающей среды транспортом и повысит пропускную способность улиц. Личные и грузовые автомобили будут заменены на электромобили.