15 марта – День Конституции Республики Беларусь


В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Её принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

15 марта 2024 г. исполняется 30 лет Конституции Республики Беларусь.

Работа над разработкой первой Конституции независимой Беларуси началась ещё летом 1990 года, когда была создана Конституционная комиссия. 22 июня 1990 г. было принято постановление Верховного Совета БССР «О создании Конституционной комиссии». Персональный состав Конституционной комиссии (74 человека) был определен 20 июля 1990 г. 1 ноября 1990 г. были созданы две подкомиссии. 27 июля была принята Декларация Верховного Совета о государственном суверенитете. Согласно этому документу на территории Беларуси устанавливалось верховенство Конституции и законов республики над общесоюзными нормами.

К середине 1991 года проект новой Конституции подготовили и осенью того же года внесли на сессию Верховного Совета. Но вокруг него немедленно развернулась настоящая политическая борьба, в которой каждый преследовал свои цели. Основные дискуссии развернулись вокруг формы управления: президентская или парламентская республика. Это происходило в условиях, когда оппозиция БНФ инициировала такую форму, как референдум, целью которого должен был стать роспуск Верховного Совета. В таких условиях, с одной стороны, определилось стремление расширить права парламента, с другой стороны, обеспечить принятие закона о возможном делегировании прав парламента – Совету Министров. Работа над новой Конституцией продвигалась крайне сложно и медленно. Весной 1993 года депутаты принимали или отклоняли разделы целиком и отдельные статьи, много раз объявлялось повторное голосование. Только в марте 1994 года были приняты последние спорные статьи: о государственном языке, праве на труд, признании равенства на выборах, референдуме, суде, Конституционном суде, финансово-кредитной системе и т. д.

В результате, Основной Закон приняли лишь 15 марта 1994 года в условиях глубочайшего социально-экономического кризиса, поразившего Беларусь (рост цен, инфляция, сокращение ВВП и т.д.).

Принятая 15 марта 1994 г. Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Её отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 г. в том, что она легализовала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом посредством закона.

Республика Беларусь впервые в истории провозглашалась как унитарное демократическое социальное правовое государство.

Одной из особенностей Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г. было более полное закрепление в ней прав и свобод личности. Она содержала ряд новых прав и свобод. Конституция содержала гарантийный механизм их реализации.

Конституция закрепила новую систему органов государственной власти. Впервые в истории Беларуси учреждена должность Президента как главы государства.

Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси был образован Конституционный суд. Он был создан, прежде всего, как гарант соблюдения Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года – антикризисная, впоследствии в нее принимались изменения и дополнения.

 При этом они вносились не единолично, а неизменно советуясь с народом, т.е. на референдумах.

В июле 1996 года А.Г. Лукашенко внёс предложение о проведении второго референдума, на который предлагалось вынести ряд вопросов, в том числе – о принятии новой редакции Конституции Беларуси 1994 года.

Подготовка к референдуму проходила в обстановке конфронтации в обществе, противостояния Президента и Верховного Совета.

Референдум состоялся 24 ноября 1996 года. Президент получил поддержку 70,45% избирателей.

Основные изменения, внесённые в Конституцию Республики Беларусь на Референдуме 24 ноября 1996 г.:

  1. Учреждён новый законодательный орган – Национальное Собрание (вместо Верховного Совета).
  2. Учреждён новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
  3. Конституционный Суд включён в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
  4. Закреплён более широкий круг прав и свобод человека и гражданина.
  5. Установлен более жёсткий и справедливый принцип разделения властей.
  6. Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного.
  7. Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция.

Одним из важнейших свойств конституции любого государства выступает именно стабильность, которая тем не менее не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составляющие на момент принятия Конституции предмет её регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных норм в соответствие с происходящими изменениями. В противном случае основной закон рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер, имеющий мало общего с реальной действительностью.

Работа над проектом изменений и дополнений Конституции Республики началась ещё в 2020 г., а Президент А.Г. Лукашенко говорил о необходимости внесения изменений в Конституцию ещё в 2016 г.: «Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые.

Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже. Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного…».

Цель обновления Основного Закона страны – создать документ, который бы отвечал требованиям сегодняшнего времени, обеспечивал дальнейшее развитие нашей страны, мир и согласие на белорусской земле и благополучие наших граждан.

Изменения коснулись практически всех разделов. Принудительные изменения внесены в 77 статей, появилось 11 новых и введена новая глава, которая раскрывает статус, полномочия, компетенции Всебелорусского народного собрания.

Преамбула Конституции дополнена положениями о сохранении национальной самобытности, суверенитета, духовных и культурных традиций Беларуси.

Основные изменения, внесённые в Конституцию Республики Беларусь по референдуму 27 февраля 2022 г.:

  1. Возрастной ценз для кандидата на пост Президента был поднят с 35 до 40 лет. Ценз непрерывного проживания в Беларуси увеличен с 10 до 20 лет. Кандидат в Президенты Республики Беларусь не должен иметь иностранного гражданства или вида на жительство, других подобных документов.
    Президентом можно быть не более двух сроков по 5 лет.
  1. Президент может быть досрочно освобожден от должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, либо совершения государственной измены, или иного тяжкого преступления по инициативе не менее одной трети Палаты представителей, или не менее 150 тыс. граждан Беларуси.
  2. В Конституцию введена новая глава – о Всебелорусском народном собрании. ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. ВНС – это 1200 делегатов. Срок полномочий – 5 лет. Заседания должны быть не реже одного раза в год. У Всебелорусского народного собрания много полномочий:

В состав ВНС обязательно входят бывший и действующий президенты, а также депутаты и другие представители власти, представители гражданского общества.

  1. В Конституции предусмотрен ряд гарантий для бывших президентов.
  2. Изменяется порядок работы Национального собрания Республики Беларусь.
  3. В новой редакции Конституции однозначно подразумевается, что страна не будет изготавливать ядерное оружие. Республика Беларусь развивает атомную энергетику в мирных целях.
  4. Граждане заботятся о сохранении собственного здоровья.
  5. Государство создаёт условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
  6. Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства.
  7. В Конституции устанавливается, что брак – это союз мужчины и женщины.
  8. Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

                              

Доцент кафедры «Философия,
история и политология» Г.М.Чаянкова

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter