К Дню белорусской науки. Интервью с Ерофеевым А. А.


День белорусской науки – особенный праздник. Это всегда хороший повод отметить наиболее важные моменты на пути научного поиска, отдать должное тем коллективам и людям, которые трудом своим вносят значимый вклад в социально-экономический потенциал нашей страны. Об этом, а также о других актуальных проблемах наша беседа с проректором по научной работе кандидатом технических наук А. А. Ерофеевым.

erofeev

– Александр Александрович, думаю, что уместно вспомнить известное изречение великого английского философа Френсиса Бэкона о том, что истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами. И закономерно возникает вопрос: «Каковы главные практические результаты работы наших ученых?»

– В центре внимания научной общественности всегда был вопрос о связи науки с производством, а именно, о том, что служит на пользу конкретным коллективам, людям, делает их жизнь более комфортной. Простой пример из нашей повседневности: с появление электропоездов Stadler («Штадлер») большинство пассажиров, следующих по маршруту Гомель – Минск и обратно, тратят на дорогу всего около трех часов. Быстро, удобно! В настоящее время продолжаются работы по подтверждению соответствия с такими всемирно известными производителями железнодорожной продукции как Stadler, СRRC, Faiveley Transport, Knorr-Bremse, AZD Praha s.r.o., Alstom и рядом других. Начато сотрудничество с Siemens, PLASSER & THEURER. В прошлом году Испытательный центр железнодрожного транспорта «СЕКО» подтвердил и актуализировал область аккредитации на виды деятельности в Национальной системе аккредитации и на испытания контейнеров в федеральноом автономном учреждении «Российский морской регистр судоходства». Центр полностью обеспечивает рынок услуг по испытаниям продукции белорусских вагоностроительных заводов, а также привлекает дополнительные валютные средства при выполнении внешнеэкономических контрактов. Многие разработки наших ученых направлены на совершенствование работы железнодорожного транспорта. Так, сотрудники отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Технические и теоретические оценки ресурса единиц подвижного состава» в 2018 году провели техническое диагностирование 487 пассажирских вагонов с целью продления срока службы (в т. ч. продлен срок службы 425 вагонам для Белорусской железной дороги и промышленных предприятий). Проведено диагностирование 381 грузового вагона собственности промышленных предприятий и Белорусской железной дороги (в т.ч. продлен срок службы 358 вагонам). Научно-исследовательской лабораторией управления перевозочным процессом разработана Концепция использования геоинформационных технологий в оперативном управлении перевозочным процессом. Выполнено также исследование перевозочного потенциала БелЖД в условиях роста объемов перевозок и изменения структуры грузопотока, совершенствования системы распределения сортировочной работы на станциях нашей стальной магистрали. Подобные примеры можно приводить и далее. А суть в том, что наш университет аккредитован Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и НАН Беларуси как научная организация

– Одной из важнейших задач для нашего вуза является развитие кадрового потенциала и доведение доли сотрудников с учеными степенями не ниже 40 %. Как в этом направлении обстоят дела? Как поставлена работа с талантливой молодежью?

– В прошлом году защищены 1 докторская и 7 кандидатских диссертаций. Это – неплохой результат. Стараемся стимулировать молодых ученых. Создана эффективная система премирования за публикационную деятельность. За успешную защиту диссертации поощряются диссертанты и их руководители. Но мы понимаем, что ставку надо делать на студенчество. И у нас созданы необходимые условия для развития молодежного творчества. Начинается всё с работы кафедр в кружках НИРС, где занимаются в основном студенты первого и второго курсов. С третьего курса наиболее способные ребята приобщаются к работе в научно-исследовательских лабораториях. С целью стимулирования научно-исследовательской работы студентов нашего университета и учащихся колледжей проводится конкурс проектов «Транспорт будущего». Для придания дополнительного импульса в организации работы с талантливой молодежью ректором университета издан приказ «О создании комплексной системы мониторинга и развития талантливой молодежи в БелГУТе». Радует тот факт, что ежегодно, подводя итоги Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, компетентная комиссия отмечает глубину исследовательской мысли и детальность проработки исследований. На этот раз, по итогам XXV конкурса 14 работам наших студентов присвоена первая категория. Магистрант Ольга Моисейчикова и выпускница Ковальчук Ольга удостоены звания лауреата.

– Какие конкретные шаги предпринимаются для развития научной деятельности в рамках формирования университета модели 4.0?

– Модель 4.0 предполагает создание на базе университетов центров уникального производства или оказания услуг. Первым этапом такой трансформации стала организация в 2009 году на базе БелГУТа испытательного центра железнодорожного транспорта и органа сертификации. Кстати, в 2019 году мы будем отмечать 10-летний юбилей этих подразделений. На сегодняшний день уже 5 научно-исследовательских лабораторий аккредитованы в Национальной системе аккредитации с включением в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий. Результаты их деятельности признаются не только в Беларуси, но и во всех странах ЕАЭС. В 2018 году начато создание новой проектно-исследовательской лаборатории, деятельность которой будет направлена на разработку проектов объектов инфраструктуры с использованием BIM-технологий. Приобретение за счет инновационного фонда современного научного оборудования дало возможность создать в университете центр научно-технического прототипирования. Думаю, что уже в ближайшие несколько месяцев любой сотрудник или студент нашего университета сможет прийти в него со своей идеей и построить не только компьютерную модель, но и реальный прототип придуманного ими устройства. Еще одним важным событием является опыт работы студенческого IT-отряда. В период производственной практики 10 студентов факультета УПП занимались разработкой программных продуктов по заказу конструкторскотехнического центра Белорусской железной дороги. Результаты их труда демонстрировались на выставке «Транспорт и логистика» и в ближайшее время будут представлены на главной республиканской выставке в сфере информационных технологий TIBO–2019. Поэтому для нас формирование университета модели 4.0 – это, в первую очередь, более эффективное использование творческого и научного потенциала сотрудников и студентов нашего университета.

Интервью для газеты "Вести БелГУТа"

 

Дню белорусской науки была посвящена программа 23 января  "От первого лица"  Первого городского телеканала. 

 

erof

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter